Пятница, 18.08.2017, 11:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Материалы по музыке для учащихся

Детская энциклопедия: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Часть 2.


Детская энциклопедия: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Часть 2

 

Колокол — прежде всего инструмент сольный. И функции у него совершенно особые. Ведь колокольная музыка — это музыка духовная. Колокола помещали на высоких колокольнях, чтобы звон был слышен далеко в округе. Для каждого праздника и даже для каждого времени суток звонари припасали свой перезвон. Колокольных дел мастера вкладывали в свои творения душу и давали им ласковые имена. "Лебедь", "Полиелей", "Сысой" — так называются колокола в Ростове Великом. И колокола отвечали людям добром. Существует множество легенд о том, как колокола начинали сами звонить в минуту опасности. Их делают из самых разных материалов. Есть стеклянные колокола в Швеции, глиняные — в Эфиопии. В России же их всегда отливали из металла — стали, чугуна. Но лучше всего звучит бронза, особенно если бросить в нее на счастье серебряную монету. У каждого мастера был свой состав сплава для колокола. А ведь нужно было еще и заранее рассчитать размеры, чтобы колокол получился громким, голосистым. Из разных металлов делают и современные оркестровые колокола. И хотя их звучание напоминает настоящий колокольный звон, внешне они совершенно не похожи на церковные колокола: это набор полых труб и трубочек разной длины, закрепленных на раме. А чтобы они зазвучали, по ним ударяют специальным молоточком.

 

Контрабас обладает самым низким голосом из всех смычковых, что легко объяснить его размерами. Длина инструмента — от 180 до 200 сантиметров, и потому играть на нем можно только стоя или сидя на специальной высокой подставке. "Покатые плечи" контрабаса напоминают нам о виоле — предшественнице всех смычковых. Настраивают струны контрабаса по квартам, а не по квинтам, как у скрипки и альта, а иногда к традиционным четырем струнам добавляют еще и пятую. Густой, низкий звук контрабаса — основа, фундамент струнного ансамбля. Но контрабас еще и единственный из смычковых, который пришелся ко двору в джазе.

 

Корнет — самый маленький, а значит и самый высокий из медных духовых. Управлять крошкой со звонким голосом помогают музыканту мундштук в виде воронки и несколько вентилей.

Корнет очень похож на трубу, но только согнут он не в виде прямоугольника, а в форме овала, и звук от этого стал мягче, сочнее.

 

Ксилофон — сложное название и состоит из слов ksilos"дерево" и fon — "звук". Из дерева делают составляющие инструмент деревянные брусочки разной длины, каждый из которых дает только один звук определенной высоты. Из дерева делают и молоточки, которыми ударяют по ним. Ведь ксилофон относится к семейству ударных. Звук у него резкий, отрывистый и довольно сильный. А при достаточном навыке на нем можно развить просто фантастическую скорость.

 

Лира — так называли древние греки многострунный (с семью струнами) инструмент с изогнутой деревянной рамой. Играли на нем, как на современной арфе, и его звуки услаждали слух во время пиров и празднеств. Спустя века лира стала символом творчества и музыкальной эмблемой.

 

Лира колёсная (органиструм) — народный многоголосый струнный инструмент уникальной конструкции. В плоском деревянном корпусе, по форме напоминающем гитару, помещают три струны. Две из них дают протяжные бурдонные звуки, а вот к третьей присоединяют колесико, которое вращается при помощи рукоятки и создает полнейшую иллюзию смычка. Звук от этого становится слитным, протяжным, а клавиши, управляющие основной струной, помогают укорачивать ее и создавать звуки разной высоты. Несколько веков назад на дорогах Европы и России можно было встретить слепых лирников. Своим пением под аккомпанемент "ручного органа" они зарабатывали себе на жизнь.

 

Литавры — один из немногих ударных, которые позволяют взять звук определенной высоты. Литавры — очень древний инструмент, хотя в Европу они попали только в XV в. В современном оркестре — три-четыре литавры, каждая из которых дает только один звук (например, первая — соль, вторая — ля, третья — си). При этом литавры можно перенастраивать, меняя натяжение кожи на металлическом корпусе — котле. У литавр столько тончайших оттенков звуков по громкости, что дирижеру бывает очень трудно добиться звука нужной силы от незнакомого исполнителя. Поэтому даже если дирижера приглашают руководить на концерте другим оркестром, обычно литавриста он берет своего, привычного.

 

Лютня — древний арабский щипковый инструмент. В Европе она оказалась только в XIV в. и сразу завоевала всеобщую любовь. Специально для лютни писали произведения лучшие композиторы того времени. Но из-за тихого нежного звучания она оставалась сугубо камерным инструментом. Зато ее тембр прекрасно сочетался с голосом. Правда, перед каждой новой песней лютню приходилось настраивать заново. Шутили даже, что музыкант тратит на настройку пяти—семи струн своей любимицы треть жизни. Лютня, наверное, до сих пор царила бы в гостиных, если бы не ее более удачливая соперница — гитара. А чтобы представить форму старинной лютни, достаточно посмотреть на современную домру.

 

Мандолина — близкая родственница лютни. Именно на основе лютни и создали итальянские мастера XVI в. новый щипковый с изогнутой вверху шейкой. Самую популярную форму корпуса — овал изобрели в Неаполе. Сам же выпуклый корпус склеивали из узких кленовых дощечек. Четыре струны

мандолины настраивали так же, как у скрипки, — в квинту, а чтобы звук был громче, делали их двойными. Правда, по протяженности звука мандолине сложно спорить со скрипкой — при помощи плектра можно добиться хотя и сильного, но отрывистого звука. Зато сложно найти лучший, чем звук мандолины, аккомпанемент для серенады под балконом возлюбленной. Мандолина звучит и в серенаде Дон Жуана из одноименной оперы Моцарта.

 

Маракасы             красочные деревянные или пластмассовые шары на ручках, наполненные дробью или горохом. Стоит легко встряхнуть такой шар — и раздастся легкое приятное шуршание: это пересыпаются дробинки. На родине — в Латинской Америке их делали из высушенных кокосовых орехов или тыквы. Сейчас их характерный шуршащий звук часто сопровождает эстрадные мелодии.

 

Маримба    так в Африке называют большой барабан. Американские индейцы использовали это название для другого ударного— мелодического. Он очень похож на ксилофон, только под деревянными брусочками разной величины в маримбе еще располагают резонаторы. Когда-то их делали из сухой тыквы, сейчас это — металлические трубочки, закрытые с одной стороны крышкой. Именно они и придают звучанию маримбы характерный вибрирующий оттенок. Для звучащих брусочков инструмента используют особый сорт дерева — ормигильо. Индейцы верят, что оно наделено волшебной силой. По преданию, первым чудесные возможности ормигильо открыл молодой охотник, заблудившийся в лесу. Ему дерево доверило прекрасные мелодии, таившиеся внутри него. Односельчане не поверили рассказу юноши о поющем дереве и решили изрубить ормигильо — причину безумия пастуха — на куски. Но юноша бережно собрал кусочки дерева и сделал из них музыкальный инструмент, и тогда каждый смог услышать песни, сочиненные деревом.

 

Мехи используют в тех духовых с большим набором элементов, где запаса воздуха в легких человека было бы явно недостаточно для воспроизведения полноценного звука. При помощи рычага, работающего так же, как в обыкновенных кузнечных мехах, в мех инструмента можно накачать столько воздуха, сколько необходимо, чтобы зазвучали даже самые большие трубы органа. А вот мехи аккордеона и баяна наполняются воздухом при растягивании. Сначала их делали из бумаги, а затем стали использовать более прочную кожу. Все инструменты с мехами называют пневматическими.

 

Модератор  средняя педаль на пианино. С ее помощью приглушается звук. Нажав на эту педаль, можно спокойно разучивать гаммы и не беспокоиться о том, что они помешают соседям.

 

 

 

Мундштук  специальная голосовая трубка в духовых, которой музыкант во время игры касается губами. Мундштук помогает управлять струей воздуха, а в фанфаре, например, еще и регулировать высоту звука. От формы мундштука во многом зависит тембр инструмента. У флейты, кларнета и саксофона его делают в виде клюва, у трубы и тромбона — в виде чаши, у валторны это небольшая воронка.

 

Набат древнерусское название самого большого из войсковых барабанов. Перевозили этот огромный инструмент на повозке, запряженной четверкой лошадей. Играли на набате одновременно восемь человек, ударяя по нему специальной кожаной плетью — вощагой. Необыкновенно мощный голос набата было слышно со всех концов лагеря. Нередко его звук возвещал боевую тревогу. Инструмент давно исчез, но память о нем осталась. И сейчас говорят "бить в набат" в значении "поднимать тревогу".

 

Обертоны - высокие призвуки, которые почти неразличимы на слух, но тем не менее всегда сопровождают основной тон — без них звук был бы сухим и безжизненным.

 

Орган (от греческого organon — "инструмент") — единственный духовой, которым управляют при помощи клавиш. Этому уникальному инструменту совсем скоро исполнится 1000 лет. В Европу он попал из Византии. Но именно европейские мастера сделали его чудом из чудес. Золотой век для органа наступил в XV—XVI столетиях. Именно тогда он попадает в храмы, а талантливейшие композиторы пишут для него концерты и фуги. Сегодня органную музыку Баха и Генделя слушают в концертных залах. Звучание инструмента с тех пор совершенно не изменилось. Правда, в современных органах вместо механической системы тяг и рычагов работает электроника, а воздух в мехи подает не насос, а электродвигатель. Но главное осталось. Ведь источник звукового богатства органа — его трубы. Их десятки тысяч: длинные и короткие, узкие и широкие, в форме конуса и цилиндра, деревянные и металлические. Однотипные трубы объединяют в группы — регистры, у каждого из которых своя особая окраска звука. В самых больших органах число таких регистров доходит до 60. Сложно поверить, что такой махиной управляет один человек, но это так. Хотя играть на органе совсем непросто. Ведь нужно одновременно вести мелодию на нескольких рядах ручной клавиатуры, нажимать на педаль для басового сопровождения и не забывать переключать регистры при помощи специальных рычажков. Зато орган — настоящий рекордсмен среди музыкальных инструментов. У него самый мощный звук, и длиться он может бесконечно долго. Ему доступны все звуки музыкального диапазона и самые разные их тембры. Но, увы, самая совершенная запись не в состоянии передать всех оттенков звучания органа.

 

Оркестр — этим словом в Древней Греции обозначали место на сцене, ближе всего к зрителям, где располагался хор. Позже название это перешло на большой коллектив исполнителей инструментальной музыки, который занял на сцене место древнегреческого хора. В современном оркестре строго определено место каждого из инструментов и даже состав исполнителей. Самые скромные и нежные смычковые располагаются на авансцене, ближе всего к дирижеру, а блестящие духовые и грохочущие ударные отходят на задний план. И если в оркестре две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы, то скрипок будет восемнадцать, альтов — шесть, виолончелей — пять, три-четыре контрабаса и три литавры. Такой состав оркестра называют парным. А есть еще тройной, четверной и т.д. — по количеству духовых. В зависимости оттого, какие именно инструменты из каждого семейства включают в оркестр и какую музыку он исполняет, бывают оркестры симфонические, эстрадно-симфонические, духовые, народные, джазовые.

 

Педаль — специальное обозначение для ножной клавиатуры органа. Она заведует самыми нижними, басовыми регистрами труб. Клавиши на педали широкие и расположены далеко друг от друга, чтобы музыкант не задевал их случайно во время игры. Две ножные педали есть и у фортепиано. Но у них совершенно другое устройство и функции. Правая помогает продлить звук инструмента, а левая его приглушает.

Пианино   особая разновидность фортепиано, которую создали специально для небольших помещений. Чтобы сделать инструмент компактным, деку со струнами поместили вертикально. Впервые эта идея пришла в голову американцу Дж. Хокинсу в 1800 г., а годом позже в Австрии ее реализовал М. Мюллер. По сравнению с роялем у пианино более нежный, но и более тихий звук. Название инструмента восходит к итальянскому р/апто — "тихонечко".

 

Пифагор (ок. 570 г. до н.э. — ок. 500 г. до н.э.) —  древнегреческий философ и математик. Именно Пифагор заложил основы современной акустики и впервые в терминах математики описал поведение звучащей струны. А помог ему сделать это сконструированный им же однострунник — монохорд.

 

Пиццикато            особый прием игры на смычковых инструментах, когда вместо того, чтобы проводить смычком по струне, ее защипывают пальцами и так получают необычный отрывистый звук.

 

Плектр — специальная пластинка из кости или черепахового панциря (позже — из металла), при помощи которой играли на древних щипковых — мандолине, банджо. Музыкант использует обычно несколько плектров и надевает их на большой и указательный пальцы правой руки. А современные плектры с острым концом называют иногда медиаторами.

 

Полифония или иначе — многоголосие, от греческого poly — "много" и fon — "звук, голос". Полифоническим называют такое звучание, когда одновременно, независимо друг от друга, но в гармонии развиваются несколько мелодий. Многоголосными считают те инструменты, которые позволяют одновременно взять несколько звуков: орган, гитара, баян, фортепиано и даже ксилофон.

 

Пошетта в переводе с французского значит "карманная". И действительно, при желании этот маленький смычковый инструмент можно было носить в кармане, ведь его длина не превышала 30—35 сантиметров. Этим узким малюткам придавали то форму скрипки, то виолы. Но отличались они от виол и скрипок не только размерами, но и звуком, и главное — назначением. Это, пожалуй, единственный музыкальный инструмент, который был создан не для концертных залов, а для репетиций. В течение четырех столетий — с XVI по XIX вв. — ими пользовались учителя танцев. А поэтому им не нужен был ни громкий голос, ни бархатный тембр. Главным условием была компактность и легкость. А вместе с учителями танцев ушли в историю и их спутницы — пошетты.

 

 

Раструб - нижняя расширяющаяся часть духового медного инструмента. Именно раструб направляет звук, придает ему мощь и блеск. В природе встречается и естественный раструб — рог. Он-то и стал прообразом всех современных медных.

 

Регистр      та часть диапазона музыкального инструмента, для которой характерна своя особая, отличная от других окраска звука — тембр. Так, говорят о ярком звучании флейты в верхнем регистре и густом, сочном — в нижнем. По признаку общности тембра выделяют и регистры — группы труб у органа, струн у фортепиано, язычков у аккордеона.

 

Рог один из древнейших музыкальных инструментов, едва ли не первый из духовых. На нем можно было взять всего несколько звуков, но этого было вполне достаточно, чтобы подавать сигналы на большое расстояние. Именно такой инструмент, который мог бы мгновенно передать хорошую или плохую весть, был очень нужен и пастухам, и охотникам, и воинам. Вот и приспособили для этого природный раструб — длинный полый рог: чаще всего это был рог тура. В средние века рог был главным сигнальным инструментом. Самые богатые из рыцарей специально заказывали себе рога, украшенные серебром и тонкой резьбой. Об одном из таких инструментов рассказывается и в древней французской эпической "Песне о Роланде" (XII в.), описывающей поход и поражение войска Карла Великого в земле басков. Олифант — так назывался сделанный из бивня слона рог главного героя поэмы Роланда. Его мощный звук и возвестил Карлу о гибели самого храброго из рыцарей. Роговые оркестры существовали в России еще совсем недавно, в XVIII—XIX вв., и состояли из самых разных по звучанию инструментов — от дисканта до баса.

 

 

 

Рояль          концертная разновидность фортепиано. Струны инструмента расположены горизонтально. Длинные и упругие, они дают сочный, густой звук. А чтобы не было преграды между звуками и слушателем, во время игры поднимают верхнюю крышку изогнутой деревянной деки — крыло. Не случайно говорят: "Элегантный, как рояль" — ведь в переводе с французского royal значит "царственный, королевский".

 

Саксофон король джаза. Ни один духовой не может так молниеносно менять тембр звука, ни у одного так блестяще не выходит глиссандо. А ведь саксофон — самый молодой в семье духовых: ему чуть больше 150 лет. В 1841 г. Адольф Сакс, совершенствуя бас-кларнет, решил попробовать изменить форму инструмента и сделать его корпус из металла — и получил совершенно новый инструменте мягким и изменчивым тембром. Но поскольку основное устройство — боковые отверстия с клапанами и мундштук с язычком — осталось таким же, как у кларнета, то и саксофон традиционно относят к деревянным духовым. Сейчас у саксофона появилось уже несколько разновидностей, каждая со своим диапазоном — от сопрано до контрабаса.

 

Синтезатор появился в семье музыкальных инструментов уже в век электроники. Он может имитировать любой звук — от шороха листьев до раскатов грома. Но главное его назначение — помогать композиторам и исполнителям. По-гречески sintesis значит "соединение, связывание", и синтезатор обладает почти неограниченными возможностями по сочетанию музыкальных звуков. Легким движением рычажка или нажатием клавиши можно не только поменять состав звуков в аккорде, их силу и длительность, но и тембр самих звуков. А еще у синтезатора есть память, в которую можно записать любую мелодию и аккомпанемент к ней, а потом в нужный момент вызвать ее. Сегодня синтезатор царит на эстраде, но живого звучания оркестра ему не заменить.

 

Скоморохи — первые профессиональные музыканты на Руси. В Киевской Руси князья приглашали их на пиры и торжества, чтобы те потешали гостей своими танцами и песнями. Правда, судьба не всегда была к ним благосклонна. С 1470 по 1556 гг. вышло восемь царских грамот, предписывающих высылать скоморохов из деревень и уничтожать их "бесовские" инструменты. Со временем скоморохи и вовсе исчезли, а вот их инструменты — гусли, дудки, домры — живут и сегодня.

 

Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной покрыто и ее происхождение. Таких инструментов не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной скрипки была Индия: ведь именно там обнаружены древнейшие наскальные изображения смычка. Но по-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера XVI—XVII вв. Благодаря им скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать, что она достойна играть не только на площадях и ярмарках, но и на сцене. Старинные мастера загадали нам множество загадок, самая сложная из которых — отзывчивость инструментов: на скрипке Страдивари может играть даже не очень опытный исполнитель, она звучит сама. Говорят, что за деревом для инструментов ездили в самую стужу в Альпы и там выбирали только ту ель, которая отзывалась на стук и на которой больше всего любили сидеть птицы.

Потом дерево долго выдерживали в сухом месте и только после этого начинали вырезать деки и обечайки, до миллиметра выверяя размеры будущей скрипки. У каждого мастера был еще и уникальный состав лака, который хранили в строгом секрете. Может, поэтому до сих пор и не смогли создать лучших инструментов. Но форма и размеры скрипки остаются с тех пор неизменными. Специально для маленьких исполнителей делают и половинные скрипки, и скрипки в три четверти. У каждой из четырех струн скрипки свой тембр, свой голос: светлый, звонкий —у первой, мягкий, нежный — у второй, певучий, протяжный — у третьей, густой и напряженный — у четвертой, самой толстой, которую называют еще "басок". А все вместе они создают то неповторимое звучание, которое больше, чем любой другой инструмент, напоминает изменчивый и гибкий человеческий голос.

 

Смычок создает ту протяженность, слитность звука, которая отличает скрипки, альты, виолончели и контрабасы от всех других струнных. Натянутый на древко пучок конских волос начали использовать для игры на струнах в начале нашего тысячелетия. На Востоке в VIII в.н.э. существовал пятиструнный смычковый инструмент — крота. Уже тогда смычок перед игрой натирали смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок был более долговечным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твердую смолу из сока хвойных деревьев — канифоль.

 

Страдивари — семья итальянских скрипичных мастеров кремонской школы. Самый прославленный — Антонио Страдивари (1644—1737) за свои 93 года сделал полторы тысячи уникальных инструментов. "Лебедь", "Рассвет", "Дофин", "Медичи" — названия только некоторых из них. До нашего времени дошло около тысячи инструментов Страдивари, так что мы можем сами сравнить звучание старинных и современных скрипок. На одной из скрипок Страдивари играл и Давид Ойстрах.

 

Струна по одной из гипотез обязана своим происхождением наблюдательности древнего охотника, заметившего, что натянутая тетива, колеблясь, издает нежный звук. Первые струны, как и тетиву, делали из жил животных, потом — из конского волоса, шелка. Но у них был один недостаток, который не мог искупить и прекрасный звук, — короткий срок службы. Поэтому вскоре их сменили более прочные и долговечные металлические струны — из стали, меди, латуни. Но играть на гитаре с металлическими струнами было очень трудно — их тяжело прижимать к грифу. А вот с появлением нейлоновых струн сделать это оказалось гораздо проще. Кроме того, нейлоновые струны обладают собственным прекрасным тембром. Но чтобы они звучали хорошо, им надо время от времени давать отдых. У гитаристов-профессионалов всегда есть два-три набора струн для смены.

 

 

Струнные инструменты появились намного позже ударных и духовых, ведь и устройство у них намного сложнее. Одна струна звучит очень слабо и дает немного звуков. Для совершенствования струнных нашли два пути. Во-первых, можно было закрепить на одной раме сразу много струн и получить множество звуков, а во-вторых, деревянный корпус-резонатор под струнами сразу решил проблему громкости. Так и появились две основные разновидности щипковых — многострунники без кузова (арфа, лира, гусли) и инструменты с кузовом и шейкой, но с тремя-четырьмя струнами (мандолина, лютня). Позже всех появились смычковые, которые теперь являются обязательной частью любого оркестра. По количеству они даже превосходят все остальные инструменты. Так происходит из-за того, что звук одной скрипки или виолончели намного тише любого из духовых, и потому партию скрипок поручают сразу нескольким исполнителям.

 

Сурдина — маленькое приспособление из дерева или папье-маше в виде трезубца, меняющее тембр инструмента. Из зрительного зала ее можно даже не заметить. Но присутствие сурдины обязательно выдаст непривычно мягкий носовой оттенок звучания скрипок или изменившийся до неузнаваемости глухой голос духовых.

 

Тамтам — один из тех ударных, высоту звука у которых определить невозможно: слишком сложный у него состав обертонов. Но они-то и создают особый колорит звука. А голос у тамтама запоминающийся — низкий, грозный. Правда, тамтам иногда путают с гонгом. И немудрено. Внешне они очень похожи. Только у тамтама бронзовый круг не плоский, а выпуклый.

 

Тарелки вступают обычно в самом конце произведения (вспомните финал 4-й симфонии Чайковского). Это им поручают поставить точку, подчеркнуть кульминацию. Еще бы! Такое торжественное, приподнятое настроение может создать далеко не каждый инструмент. Уже две тысячи лет назад в Древнем Египте радостный звон тарелок сопровождал триумфальные шествия фараонов и полководцев. В Россию тарелки завезли турки-торговцы, а вот секрет изготовления настоящих звонких тарелок так и остался на Востоке. Говорят, там в медь для тарелок добавляют в определенной пропорции серебро и даже золото. Но как бы там ни было, настоящие тарелки бывают только китайские — ими ударяют друг о друга в оркестре, — и турецкие: такие тарелки, закрепленные на штативе, можно увидеть и на эстраде.

 

 

 

Тембр         окраска, характер звука. У каждого инструмента свой неповторимый тембр. Именно он позволяет без труда отличить звук одной и той же высоты, взятый, например, скрипкой и гитарой. А образуют тембр едва слышные призвуки — обертоны. На тембр влияют толщина струны, материал и форма корпуса и даже то, хорошая или плохая акустика в помещении. Чем больше скручена, изогнута труба медного духового, тем более матовый, мягкий получается звук. А для того, чтобы изменить характер звука органа или аккордеона, достаточно просто нажать нужную кнопку.

 

Том-томы - это даже не один инструмент, а целый набор небольших барабанчиков, иногда до 10 штук. Но с ними легко может справиться один-единственный музыкант. А уж как играть - при помощи обычных барабанных палочек или просто руками — каждый выбирает сам. Зато одна такая ударная установка дает целый каскад звуков. "Бульканье" том-томов чаще всего используют в эстрадной музыке. А родились они в глубокой древности в Китае. Есть у том-томов и латиноамериканские братья — бонги. Только они всегда ходят в паре: один чуть побольше, другой — поменьше, и звучат по-разному: один выше, другой ниже.

 

Тремоло — особый способ игры на ударных инструментах, сродни барабанной дроби. Если попытаться очень быстро чередовать короткие одиночные удары, то на слух будет казаться, что это — один непрерывный вибрирующий звук. Именно так часто поступают ксилофонисты, барабанщики. Подобного эффекта можно добиться и на банджо.

 

Треугольник внешне даже не похож на музыкальный инструмент. Обычный стальной прут, согнутый в форме незамкнутого треугольника и подвешенный на тросике. Но стоит дотронуться до него металлической палочкой — и раздастся звонкий высокий звук. Треугольник издает всегда один и тот же звук, но зато он необыкновенно светлый, прозрачный. Сложно даже представить, что треугольник и грозный большой барабан принадлежат к одной семье инструментов — ударных.

 

Тромбон распознать очень легко. Он единственный из всех духовых не меняет своей формы уже в течение 500 лет. От остальных медных его отличает подвижная дополнительная трубка — кулиса, изогнутая в форме латинского II. Чтобы получить более низкий звук, музыкант просто плавно двигает кулису вниз. На тромбоне можно добиться тончайших оттенков звуков и таких плавных переходов, которые недоступны другим медным.

 

Труба — самый высокий из медных духовых. У нее всего три вентиля, а трубка ее согнута в виде прямоугольника. Ее ясный, звонкий голос был известен уже в античном мире. Трубачи были в войске афинян при взятии Трои в 1200 г. до н.э. В Древнем Риме делали деревянные и металлические трубы и называли их буцилами. В России уже в XII в. были ратники-трубачи. А с XVIII в. серебряные трубы вручали как символ мужества и храбрости отличившимся в бою воинским частям. Первым этой чести был удостоен в 1737 г. 1-й сводный батальон лейб-гвардии Измайловского полка, отличившийся при взятии Очакова.

 

Туба — великан среди духовых. Если бы можно было выпрямить ее широкую трубу, она растянулась бы на целых девять метров. Для компактности же ее свернули в четыре раза. Первым самый полнозвучный в оркестре бас удалось сконструировать Адольфу Саксу в середине прошлого века. Низкие звуки получаются на тубе мощные, насыщенные. А вот пиано на ней сыграть трудно. Нелегко и долго тянуть звук: слишком уж велик расход воздуха.

 

Ударные инструменты — самая древняя и одновременно самая многочисленная группа инструментов. Первыми ударными вполне можно считать ладони, которыми отбивали такт древние танцоры. Формально к ударным относится все, что трещит, гремит, щелкает, звенит. Поэтому состав ударных в оркестре можно расширять до бесконечности, тем более что кроме литавриста в современном оркестре еще три-четыре ударника. Но даже традиционные для оркестра ударные сложно объединить в одну группу. Одни из них могут издавать только шумовые эффекты (барабан, тарелки, кастаньеты), другие —звуки вполне определенной высоты (литавры, гонг), на одних можно взять только один звук (треугольник), на других — несколько десятков, из которых получается уже мелодия (ксилофон, металлофон). И хотя отдельный ансамбль из одних ударных — большая редкость, ни одному оркестру без них не обойтись. Ведь ударные существуют для того, чтобы в нужный момент расставить акценты, сделать богаче ритм.

 

 

Фагот — самый низкий из деревянных духовых. Его узкая трубка в длину достигает почти три метра, и поэтому для удобства ее сгибают вдвое. До сих пор неясно, откуда произошло название инструмента: fagotto в переводе с итальянского значит "связка", но в латыни было еще и слово fagus — "бук". Сейчас фагот делают из клена, который и создает мягкий, теплый тембр инструмента. Без его сочного баса сложно себе представить современный оркестр: фагот участвует в его составе с XVIII в. У фаготиста только одна проблема — не получаются беглые мелодии и протяжные звуки. Еще более отрывисто и мощно звучит контрафагот, который в два раза длиннее обычного инструмента. А вот двойной язычок, трость, у него точно такой же конструкции.

 

Фанфара — инструмент привилегированный. Это фанфары гордо выступают впереди военного оркестра и дают сигнал к началу парада. Это они торжественно звучат в "Свадебном марше" Мендельсона. Из всех медных духовых у них самое простое устройство: никаких вентилей, только узкая изогнутая труба с раструбом на конце да мундштук-воронка. Но зато и диапазон у них самый маленький — всего 12 звуков. А полутона музыкант может взять, меняя расстояние от губ до вдувного отверстия. Оркестровой фанфаре сродни сигнальный горн. Это — прямой наследник охотничьего рога: никаких вентилей, только раструб и трубка, согнутая в виде прямоугольника.

 

Фасад — так называют видимую из зала часть труб органа. Их всего несколько десятков, и нередко это всего лишь немое архитектурное украшение.

 

Флейта. У нее несколько обличий. Древнейшая из разновидностей этого духового — многоствольная флейта. Именно такой инструмент, состоящий из восьми трубочек разной длины и ширины,  обнаружили археологи   при раскопках   в Поволжье в захоронениях, возраст которых — пять тысячелетий. На Руси ее называли кувиклы (кугиклы), а в Древней Греции — флейта Пана. По легенде, лесной бог сделал себе такую флейту из тростника, в который превратилась нимфа Сиринга, испугавшись его любви. Не менее древняя и поперечная флейта, которую держат во время игры под углом. Сейчас она встречается очень редко, а когда-то такая флейта солировала в серьезных произведениях, таких как 4-й концерт Баха. А вот продольную флейту (ее трубочка направлена вниз) можно с полным основанием считать родоначальницей всех современных духовых. Полые трубочки с пальцевыми отверстиями и клювовидным вдувным отверстием у разных народов называют по-разному: свирель, сопилка, дудка, саламури. Это на ней, согласно легенде, играл сын богини любви синеокий Лель. Современная же оркестровая флейта—с клапанами и мундштуком родилась только в XVIII в. и у нее самый высокий голос из всех деревянных духовых, не считая, правда, флейты-пикколо, ее меньшой сестрички.

 

 

 

Фортепиано — клавишеструнник, в котором впервые появилась возможность регулировать силу звука. Похожий инструмент почти одновременно сконструировали француз Жан Мариус, немец К.Г. Шрётер, итальянец Бартоломео Кристофори. Но победил лучший — инструмент Кристофори. В 1709 г. реставратор музея во дворце герцога Медичи продемонстрировал гостям свое изобретение — "пиано-форте". Правда, на них инструмент не произвел должного впечатления. Не понравился он и Баху: слишком несовершенными были первые фортепиано. Целых 100 лет потребовалось мастерам, чтобы добиться сильного благородного звучания и разработать основные разновидности инструмента, существующие и сейчас, — пианино и рояль.

 

Челеста - редкая разновидность мелодических ударных. Ее создал в 1886 г. Огюст Мустель и дал ей название "небесная" (лат. celesta) за необыкновенно нежное, почти воздушное звучание. Внешне она напоминает вибрафон, но только металлические пластинки помещаются в деревянных резонаторах. А играют на инструменте так же, как на ксилофоне, — при помощи деревянных молоточков.

 

 

Эрар Себастьен (1752-1831) - французский музыкант и изобретатель. Благодаря его усилиям приняла современный вид арфа, а у фортепиано появилась возможность быстро повторять один и тот же звук: при помощи репетиционного устройства Эрара молоточек не сразу отскакивал от струны, а задерживался на несколько секунд. Он же построил и первую фабрику фортепиано во Франции, которая существует и поныне.

 

Язычковые — инструменты, в которых звук издает особая тонкая металлическая или деревянная пластинка — язычок. Это не только аккордеон, гармошка, баян, но и гобой, кларнет, саксофон, фагот. Но у деревянных духовых ее называют еще тростью, поскольку сделана она из тростника. А принцип действия у всех язычков одинаковый. Под напором воздуха они начинают колебаться и издавать звук, но как только поток воздуха прекращается — инструмент замолкает.

 

Материалы из книги:Детская энциклопедия: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Автор-составитель: Оксана Остапчук

 

 

Категория: Материалы по музыке для учащихся | Добавил: искусство (26.05.2012)
Просмотров: 3879 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2743
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz