Вторник, 07.05.2024, 10:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Материалы художественного цикла для учащихся

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ. Часть 2.

 

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Часть 2

«Мир искусства»

Наскальные изображения («Искусство первобытного человека»)

Оп-арт.

Парсуна

Передвижники

Постимпрессионизм

Реализм

Рококо

Романтизм

Символизм

Сюрреализм

Фовизм

Футуризм

Экспрессионизм

 

 

 

 

 

«МИР ИСКУССТВА»

 

Начало XX в. в России - это появление «Мира искусства». «Мир искусства» - не просто объединение художников, но и название журнала и проводимых им выставок. Его художникам, петербуржцам по рождению, энциклопедистам и историкам по складу воспитания и прекрасному образованию, была свойственна виртуозная культура свободных стилизаций, абсолютно оригинальная трактовка старины. Объединение «Мир искусства» просуществовало с конца XIX в. по двадцатые годы прошлого столетия. Эту короткую пору многие склонны считать русским Ренессансом. Поражает обилие имен прекрасных художников, входивших в «Мир искусства», - Л.С. Бакст, Александр Н. Бенуа, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова, К.А. Сомов, A.M. Васнецов, К.А. и С.А. Коровины, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, В.А. Серов и др.

«Мирискусники», как носители высокой интеллектуальной культуры, в своей деятельности обращались и к прошлому (идеализируя его и иронизируя над ним) и к широкому кругу сфер современного искусства (интерьер, театр, эстамп, книга и др.).

 

НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

 

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина - порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других.

Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство. Придя в себя, они догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь   веков   назад   рыцари

феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнесся недоверчиво к их рассказу, но, когда вместе с ними сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения.

Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличенное, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор, изобразительное искусство.

Теперь вам известно, что история живописи берет свое начало с наскальных изображений первобытного человека. Эти изображения возникли в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет до нашей эры). Древние люди наносили изображения земляными красками (охрами), жжеными палочками (древесный уголь), черной сажей и просто пальцами на стены пещер, на разнообразные камни, случалось, что ученые, обнаруживали изображения и на потолках пещер. Чтобы исполнить рисунки на потолке пещеры или на вертикальной стене, древний художник прибегал к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале камня. Древний человек пытался запечатлеть отдельных животных, изображения охотничьих сцен, полные движения и жизни. Эти изображения несли в себе не только художественную красоту, но и являлись наглядным пособием по охоте на зверя, а также показывали, как он выглядит. Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные ученые пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Но только в эпоху неолита (около 8-3 тысяч до н.э.) впервые появляется изображение человека.

 

ОП-АРТ

 

Направление абстрактного искусства, получившее развитие в 1960-е годы. Оп-арт (сокращение от английского Optical Art - оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения. Основные представители: Вазарели, Райли.

 

ПАРСУНА

 

ПАРСУНА (искажение слова «персона», от лат. persona - личность) - название произведений русской, украинской, белорусской портретной живописи 2-й пол. XVI - XVII вв. Парсуны лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим же особенностям были тесно связаны с иконописью, сохраняли идеальность и каноничность образов, плоскостное узорное письмо. Многие парсуны - царя Федора Ивановича (XVII в.), М. В. Скопина-Шуйского (ок. 1630) и другие -выполнены на дереве в технике яичной темперы, с сохранением характерных качеств иконы. Другие парсуны написаны под влиянием европейского портрета, масляными красками на холсте: сохраняя застылость поз и плоскостность письма, эти портреты допетровского и раннего петровского времени (портрет Г. П. Годунова, 1686) показывают переход от парсуны к портрету европейского типа.

 

ПЕРЕДВИЖНИКИ

 

История русского изобразительного искусства последней трети XIX в. неразрывно связана с именами художников - членов Товарищества передвижных художественных выставок. Его возникновению предшествовал опыт первой в русском искусстве демократической организации - Артели художников. Идеологом и руководителем Товарищества был долгие годы И. Крамской. Членами артели были крупнейшие русские художники А. Архипов, В. и А. Васнецовы, С. Иванов, Н. Касаткин, И. Левитан, В. Маковский, В. Максимов, В. Поленов, И. Репин, К. Савицкий, В. Серов, В. Суриков, И. Шишкин, И. Ярошенко и другие.

Эти художники создали яркие положительные образы, запечатлели историческое прошлое русского народа. Они с горячей любовью показали красоту и силу народа. Важное место в их творчестве занимали портрет, сочетающий социальную и психологическую характеристики, историческая живопись, посвященная прежде всего деяниям народа, пейзаж, раскрывающий красоту и значительность простых мотивов родной природы. Почему именно «Товарищество передвижных выставок»? Потому что его организаторы - русские художники-реалисты И.Крамской, В. Перов, Г. Мясоедов, А. Саврасов, Н. Ге, И. Шишкин -стремились не просто приобщить общество к искусству, но и просветить его. Это им удалось при помощи передвижных выставок, когда картины показывались на крупнейших ярмарках России.

Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типичных сторон и многогранных характеров социальной жизни. Они находили в народной жизни не только негативные, но и положительные стороны. Передвижники показывали не только бедность, но и красоту народного быта, не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров, богатство и величие родной природы, героические страницы национальной истории и освободительного народного движения. Поэтому творческое наследие передвижников является одной из основных традиций отечественного искусства.

 

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

 

В 1886 г. в Париже состоялась последняя, восьмая выставка импрессионистов. Подобно предыдущим выставкам она вызвала ярость публики, глумление газет и журналов. Но не это послужило главной причиной распада движения импрессионистов. Менялась сама действительность, менялось восприятие художниками окружающего мира.

Поэзия живописи импрессионистов, их приподнятое, светлое восприятие повседневной жизни, умение найти лирическую цельность самых изменчивых, мимолетных ее проявлений уступает место совсем иным настроениям и тенденциям.

В истории искусства период, длившийся примерно с 1886 по 1906 г., принято называть постимпрессионизмом. Термин этот довольно условный и не обозначает ничего иного, как определенный отрезок времени, границы которого определяются с одной стороны последней выставкой импрессионистов, с другой - временем появления первых течений XX в., таких, как фовизм и кубизм.

Возникнув в середине 80-х годов XIX в., постимпрессионизм был тесно связан с новыми веяниями и поисками в литературе, поэзии, театре. Перед французской живописью тех лет стояла огромной важности задача нахождения новых форм искусства, способных эстетически освоить и художественно правдиво выразить современную жизнь.

В творчестве постимпрессионистов - Сезанна, Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека находят свое глубокое преломление многие из тех философских, мировоззренческих проблем, которые конец XIX в. открывал перед людьми, перед искусством.

Время постимпрессионизма - это мучительная эпоха творцов-одиночек. О каждом из них написаны сотни, если не тысячи книг. Их жизнь, наполненная трагизмом, не может оставлять равнодушным.

Винсент Ван Гог в порыве приступа и нервного истощения отрезает себе мочку уха и оказывается в психиатрической

лечебнице. Выйдя из нее, он с неимоверной силой принимается за живопись, но 27 июля, оказавшись в поле, где поспевали хлеба, он выстрелил в себя из маленького револьвера и умер через день на руках своего брата Тео. За всю жизнь Ван Гог продал лишь одну свою картину «Красные виноградники в Арле». А всего несколько лет назад на аукционе «Сотби» его картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 72 миллиона долларов! Это рекордная сумма, отданная за произведение живописи.

Так же непросто сложились судьбы Анри де Тулуз-Лотрека и Поля Гогена. Тулуз-Лотрек, единственный наследник главы древнего аристократического рода, в детстве стал инвалидом, но его воля, страстная любовь к жизни, рано проявившийся талант художника сотворили чудо. Его многочисленные картины, рисунки, литографии покорили Париж. В связи со своей инвалидностью и пристрастью к спиртному он в конце концов попал в психиатрическую клинику. После возвращения из нее художник тяжело заболел и его парализовало. Он скончался в возрасте 37 лет.

Поль Гоген, покинув Париж, отправился на остров Таити, выражая этим свое презрение к цивилизации Европы и лелея надежду на то, что Таити по-прежнему «рай», не тронутый цивилизацией. Там художник надеялся осуществить давние мечты о жизни, близкой к природе, и о независимом, свободном искусстве. На Таити Гоген голодал, тяжело болел. Картины, которые он там писал, завоевали ему великую посмертную славу. Но не принесли почти ничего при жизни.

 

РЕАЛИЗМ

 

В истории художественной культуры человечества есть поистине непреходящие ценности, которые с каждым поколением людей обретают новую жизнь. К ним принадлежит наследие реалистического изобразительного искусства, как классиков, так и наших современников. Реализм-это свойство искусства воспроизводить истину действительности. При этом произведение высокого реалистического искусства демонстрирует неограниченные возможности фантазии, соревнуясь в творческой силе с созидательной мощью природы и человеческого общества.

Изобразительное искусство обладает чудесной силой, останавливая мгновения, показывать жизнь во всем ее многообразии и динамизме. Но' реалистический образ, запечатленный художником, - это не снимок того или иного события либо явления. Каждое талантливое произведение изобразительного искусства прежде всего - глубокое исследование жизни. В живописных полотнах, скульптуре и листах графики мастеров искусства именно правда жизни, реалистичность художественных образов привлекает внимание и вызывает глубочайшие эмоции зрителя.

Реализм стремится к глубинному познанию жизни и всестороннему охвату действительности во всех ее противоречиях. Мне видится, что в «реализме» есть отголоски «героизма», как бы странно это не показалось. Ведь героизм - это видеть мир таким, какой он есть, без прикрас, принять его и полюбить. А совершить такое под силу только великому художнику! И неважно, к какой художественной школе или направлению он принадлежит. Великий художник всегда выше тех рамок, в которые его пытаются пристроить критики или историки искусства.

 

РОКОКО

 

Легкий, игривый и декоративный стиль, возникший во Франции около 1700 г. и распространившийся в XVIII в. по всей Европе. Название произошло от французского слова rococo (rocaile), что обозначает причудливые украшения в виде раковин, которыми любили декорировать фонтаны и гроты. Будучи по преимуществу стилем внутреннего убранства, рококо отличается грацией, изысканностью и пастельной палитрой. Художники эпохи рококо обычно изображали эпизоды празднеств и увеселений аристократии, а также фривольные любовные сценки.

Основные представители: Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар.

 

РОМАНТИЗМ

 

Господствующее направление в искусстве Северной Европы и США в конце XVIII - начале XIX вв. Проявления романтизма настолько разнообразны, что невозможно дать ему единого определения. Романтики подвергли сомнению ценность точных наук и раскрыли роль личности и индивидуального воображения. Их произведения часто передают возвышенные чувства, такие как ужас, отчаяние, торжество и истинную любовь. Движение романтизма прекратило свое существование к середине XIX в., но романтическая тенденция сохранилась и дожила до XX в., проявившись в экспрессионизме и неоэкспрессионизме.

Представители: Бирштадт, Уильям Блейк, Гойя, Жерико, Казенс, Констебль, Коул, Мартин, Олстон, Тернер, Фридрих, Чёрч, Этти.

 

символизм

 

Литературное и художественное течение, существовавшее во Франции в конце XIX в. Художники-символисты отрицали реализм и считали, что живопись должна воссоздавать мысли и состояния души, а не просто фиксировать предметы видимого мира. Различные в стилистическом отношении - от ювелирной тщательности отделки одних полотен до бледной безмятежности других, - все произведения символистов передают ощущение сверхъестественного и потустороннего. Символисты любили писать сюжеты с религиозным или мифологическим подтекстом и часто обращались к темам смерти и греха.

Представители: Моро, Редон и др.

 

СЮРРЕАЛИЗМ

 

Сюрреализм возник во Франции в 1920-е годы. Говоря словами его главного теоретика, писателя Андре Бретона, целью этого направления в живописи было «...разрешить существовавшие доныне

противоречия между мечтой и реальностью». Способы достижения этой цели были самыми различными: художники с фотографической точностью изображали пугающие, лишенные логики сцены, создавали странные существа из набора привычных объектов или разрабатывали специальную технику живописи для воспроизведения движений подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Фигуративные произведения сюрреалистов представляют чужеродный человеку мир, населенный то образами мирных грез, то существами ночных кошмаров. Главными чертами сюрреализма стали погоня за сенсацией, пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придаётся видимая достоверность.

Представители: Белмер, Браунер, Горки, Дали, Дельво, Кало, Магритт, Матта, Миро, Танги, Уодсворт, Эрнст.

 

ФОВИЗМ

 

В 1905 г. на выставке в Париже были показаны полотна, написанные пронзительно чистыми, резко контрастными цветами. Они производили впечатление огромной энергии и страсти. Некий критик заклеймил создателей этих картин словом les fauves, означающем по-французски «дикие звери», и название так и закрепилось за ними. «Дикость» фовистов проявлялась прежде всего в ярком колорите, динамичном мазке и чувственной выразительности их произведений, открывающих фантастический, полный радости мир красок и ощущений.

Представители: Вламинк, Дерен, Ван Донген, Матисс.

 

ФУТУРИЗМ

 

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - литературно-художественное направление XX в. Футуризм возник в Италии в 1909 г. Футуристы стремились освободить итальянское искусство от бремени прошлого и восславить современность. Они были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности художники использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление передать движение и скорость: обычно это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта - так возникало впечатление непрерывного движения. В России футуризм проявился главным образом в поэзии (Маяковский, Хлебников и др.); в живописи существовало направление кубофутуризма (Д.Д. Бурлюк, О.В. Розанова).

 

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

 

Художественное течение 1905-1930 гг., сосредоточенное главным образом в Германии. Художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Живописи экспрессионизма свойственна страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций. Пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов, и нервный мазок наполняют экспрессионистические полотна трепещущей жизненной энергией.

Неудивительно, что экспрессионисты черпали вдохновение в живописи Ван Гога с ее новаторской техникой и необычайным колоритом.

Представители: Бекман, Кирхнер, Кокошка, Марк, Мунк, Нольде, Пехштейн, Руо, Сутин, Хеккель, Шиле, Шмидт-Роттлуф, Явленский.

 

Материалы из книги: Игорь Баранчук. ЖИВОПИСЬ от А до Я.

Издательский дом «Сибирский цирюльник, Москва 2003 г.

 

Категория: Материалы художественного цикла для учащихся | Добавил: искусство (26.05.2012)
Просмотров: 2708 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2746
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz