Главная » Статьи » Материалы художественного цикла для учащихся |
ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ Прежде всего, что такое живопись? Говоря сухим языком - это вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок. Скучно, не правда ли? Ведь живопись - это живописать с помощью цвета. Цвет - есть самое главное выразительное средство живописи. Именно при помощи цвета художники сообщают настроение своим произведениям. История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. Сначала в ней были лишь силуэтные изображения. Позже появились изображения-повествования, заключенные в циклы. Живопись рабовладельческого общества обладала огромными техническими средствами - это были волосяные кисти, краски (земляные - желтые, красные и коричневые; минеральные - синие и голубые). Краски наносили ровным слоем на белый грунт. Древняя живопись обладала также декоративными (украшающими) качествами; своей плоскостностью эта живопись подчеркивала гладь стены. Особенного совершенства достигла роспись древнеегипетских гробниц. В сравнении с искусством Египта и Месопотамии Эгейское искусство, в частности, дворцовые росписи на острове Крит, раскрывает совершенно новый, особенно волнующий нас мир. Как писал Артур Джон Эванс (хранитель Оксфордского музея), в 1910 г. прибывший на раскопки в Крит, «Исключительное явление - ничего греческого, ничего римского...». Древний Крит открылся Эвансу в первозданном виде, без каких-либо позднейших наслоений. Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий совсем юную девушку в профиль. Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях и рельефах, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нем дышит совсем иной дух. Во-первых, сам образ. Оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки темных кудрей. Прозрачные кружева и лиф ярких голубых и пурпурных тонов. Какое обольстительное создание! Нам ясно, почему, найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку «Парижанка». Так она и обозначается до сих пор в истории искусства. «Парижанка!» Но дело не только в самом образе. Вглядитесь в контур: какая живая, трепещущая и в то же время точная, уверенная в своей лаконической выразительности линия! А в цветовой гамме какая игривость, какая полнозвучная нарядность, рожденные непосредственностью мимолетного видения! Не правы ли те, кто усматривает в критской живописи первые проблески импрессионизма ? В античности живопись была еще в союзе с архитектурой и скульптурой. Живопись не была самостоятельной, но к ней добавилось воспитательное значение. В античности зарождались принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Обогатилась палитра художника она стала насыщенней. От античной живописи до нас дошло не так много. Прежде всего это портреты, найденные в 1887 году в оазисе Эль-Файюм близ Египта. Фаюмские портреты - это не просто уникальная находка, а показатель того, что портрет является одним из самых древних жанров живописи. В соответствие с тем, что живопись изображает, ее подразделяют на жанры. Живопись начали строго делить по жанрам в XVII в. - начало эпохи «классицизма», а классицизм требовал строгости и разделения. Устойчивыми жанрами с XVII в. по XX вв. считаются: портрет, натюрморт, исторический, бытовой, мифологический, батальный, анималистический жанры. В произведениях живописи случается соединение разных жанров или их элементов.
Материалы из книги: Игорь Баранчук. ЖИВОПИСЬ от А до Я.
Издательский дом «Сибирский цирюльник, Москва 2003 г. | |
Просмотров: 4867 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |