Вторник, 07.05.2024, 12:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Материалы художественного цикла для учащихся

ЖАНРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

 

 

ЖАНРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

 

Абстракция (Абстракционизм)

 

Авангардизм

 

Античный (Классический)

 

Барбизонская школа

 

Барокко

 

Боди-арт

 

«Бубновый валет»

 

Ведута

 

Возрождение («Ренессанс»)

 

Готика

 

Гравюра

 

Графика

 

Дадаизм

 

Детское творчество

 

Дивизионизм

 

 

АБСТРАКЦИЯ (АБСТРАКЦИОНИЗМ)

 

Одна из форм искусства, в которой художник не стремится воспроизвести окружающий мир. Художник-абстракционист, напротив, старается удалиться, отвлечься от реального мира. Поэтому слово «абстракция» применяется к любому произведению, которое не изображает узнаваемые объекты. Абстрактная живопись обычно строится при помощи формальных элементов - линии, цветовых пятен, внешних очертаний. Часто сам термин «абстракция» применяют по отношению к искусству XX в., отказавшегося от подражания реальному миру. Среди первых художников-абстракционистов были Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

 

АВАНГАРДИЗМ

 

АВАНГАРДИЗМ (от французского avant-gard - передний край, передовой отряд), авангард - понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве XX в. На разных исторических этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления. В начале XX в. - возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. В 1920-1930 гг. эта роль перешла к сюрреализму. После Второй мировой войны в конце 1940-х и в 1950-е гг. на первый план вышли новые течения абстрактного искусства. В 1960-1970-х гг. - течения этого периода часто объединяют термином «неоавангард».

При всем многообразии творческих программ авангардизма можно выделить в них общие черты. По отношению к обществу и к «консервативной» традиционной культуре художники авангарда заняли позицию постоянного протеста, «непрерывного бунта». Принципиальный антитрадиционализм авангардизма, его отказ от классических норм изобразительности и красоты связаны с ориентацией на небывалую формальную новизну или на примитив и низовые формы самодеятельного искусства. Художественное открытие, способность к постоянному самообновлению стали обязательным правилом.

 

АНТИЧНЫЙ (КЛАССИЧЕСКИЙ)

Термины, применяемые по отношению к цивилизациям Древней Греции и Рима, а также к их влиянию на последующее искусство. Хотя в большинстве случаев они взаимозаменяемы, есть все-таки небольшая разница в употреблении этих двух терминов. Античный обозначает физические останки греческой и римской культур - архитектурные сооружения и скульптуру. Классический предполагает стилистическое продолжение античной традиции. (См. «Классицизм»)

 

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА

 

В первой половине XIX в. группа французских художников часто работала близ небольшой деревни Барбизон в шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа у окраины леса Фонтенбло. Художники-барбизонцы работали преимущественно в жанре пейзажа (см. «Пейзаж»). Удалясь от шума городской жизни, они ставили мольберты на открытом воздухе и писали с натуры. Художники изображали неброские пейзажи и работающих в полях крестьян, изучая эффекты скользящего света и атмосферных явлений в окружающей природе.

Многие из живописцев барбизонской школы были незаслуженно забыты, а некоторые их открытия приписаны импрессионистам, использовавшим в последствии новаторскую технику их живописи. К барбизонцам принадлежали Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Жан Франсуа Милле и др.

 

БАРОККО

 

Своего наивысшего расцвета стиль барокко достиг в начале XVII в. в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII в. Название стиля происходит от итальянского слова «Ьагоссо» - причудливый или потешный. Искусство барокко легко отличить по его декоративной пышности, избыточному драматизму, совмещению реальности и иллюзии, а также открытому эмоциональному обращению к зрителю. Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере.

Не все искусство барокко было, однако, пышным и лучезарным -проявлялся мрачный драматизм художников, подобных Караваджо, который также принадлежал к этому стилю, но во многом вышел за его рамки (см. «Караваджизм»).

Видные представители барокко - Лоренцо Бернини, Микеланджело

де Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Джованни Тьеполо и др.

 

БОДИ-АРТ

 

От английского «body art» - искусство тела. Авангардистское направление, возникшее в 1960 гг. Представители боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т.п. Особая разновидность боди-арта – самодемонстрация художника в различных положениях. Некоторые манифестации боди-арта носили эротический или изуверский характер.

Представители боди-арта - Вито Аккончи, Терри Фоке, Джина Пане, Крис Берден, Брюс Маклин, Брюс Науман, Кит Соньер.

 

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

 

Выставочное объединение московских художников, учрежденное в 1910 г. «Бубновый валет» демонстрировал выставки картин в Москве (1910, 1912, 1913, 1914, 1916), Петербурге (1913). Основой этого объединения были - П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк. Мощная, красочная, обращенная к земному чувственному миру живопись «Бубнового валета» была национальным истолкованием принципов постимпрессионизма, фовизма, кубизма. В разные годы в выставках «Бубнового валета» участвовали также Д. Д. Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, В. Е. Пестель, Л. С. Попова и др.

 

ВЕДУТА

 

ВЕДУТА (итал. «veduta», букв. - увиденная) - пейзаж, документально точно изображающий вид определенной местности или города. Термин сложился в XVIII в. (когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура). Камера-обскура (от лат. camera - комната и obscurus - темный) - затемненное помещение или закрытый ящик с малым отверстием в одной из стенок; на противоположной стене или на матовом стекле лучи света создают перевернутое цветное изображение. Камера-обскура, использовавшаяся пейзажистами XVIII в. для точного воспроизведения видов, становилась своего рода прототипом фотографического объектива. К примеру, ведуты итальянского художника Антонио Каналетто (1697-1768), изображавшие архитектурные ансамбли и памятники Венеции, до такой степени фотографически точны, что по ним можно судить, насколько в Венеции поднялась вода за эти несколько веков. Ведута также стоит у истоков искусства панорамы.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС)

 

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Его характерные черты - бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы. Постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и Великих географических открытий конца XV и начала XVI вв. преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

На протяжении всех средних веков человек жил в страхе перед Богом и вездесущим присутствием церкви. Искусство изображало жизнь небес и святых и мало интересовалось событиями на земле. Однако, начиная с XIV в., человек стал осознавать свое значение и воздействие на мир. В эпоху Возрождения человек стал мерой всех вещей и героем живописных произведений. Изображение Мадонны явилось идеалом земного совершенства. Художники начали писать реалистические полотна.

Это возрождение интереса к человеку (ренессанс) нашло свое отражение и в искусстве: фигуры стали более жизненными, пространство - более реальным, а события Священной истории начали излагаться в земной перспективе. Со временем художники научились легко воссоздавать окружающий мир на картинах, фресках и алтарных композициях. Истоки культуры Возрождения в Италии восходят к концу XIII - началу XV в. Это время, получившее название Проторенессанса - предвозрождение, ознаменовалось высшим расцветом литературы и гуманистической философии, сложением нового стиля живописи в творчестве Джотто и переосмыслением готических традиций у мастеров Сиенской школы живописи. Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с

существовавшими принципами средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века -первой половины XIV в. была уже упомянутая Сиена. Формирование ее художественной школы происходило в одно время с Флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный уклад и их культура.

Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIII столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой Папы.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративности. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284-1297 гг. Джованни Пизано.

XV в. вошел в историю ренессансного искусства как период Раннего Возрождения или кватроченто. Величайшими мастерами, первооткрывателями реалистического метода и гуманистического содержания кватроченто были живописцы Мазаччо и Пьеро делла Франческа, Боттичелли и Джованни Беллини, Мантенья, скульпторы Гиберти и Донателло, Якопо делла Кверча и Верроккьо, архитекторы Брунеллески и Альберти и многие другие художники этого поколения.

В творчестве блестящей плеяды художников, работавших в конце XV и в XVI в.в., - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана окончательно складывается стиль Высокого Возрождения, который определил художественные поиски многих их последователей и современников.

Эпоху Возрождения обычно связывают только с Италией, но к северу от Альп - в Германии и Фландрии - оно также получило независимое развитие. Художники итальянского Возрождения стремились в первую очередь передать перспективу и иллюзию пространства, в то время как фламандские и немецкие живописцы уделяли больше внимания ювелирной передаче деталей окружающего мира.

 

ГОТИКА

 

Господствующий стиль средневековья (в период приблизительно с 1150 по 1500 гг.), готика  была  стилем великих соборов Европы.  Созданные    алтарные композиции завершали  изысканные зубчатые творения, которые повторяли архитектуру   соборов.  

Готическая живопись и скульптура отличаются удлиненными пропорциями фигур и подчиняются строгому канону. Попытки изображения трехмерного пространства в живописи крайне редки.

В конце XIV века  заметно  стремление  к большей утонченности и элегантности, а также интерес  к  сюжетам повседневной жизни. Изображенные в мельчайших подробностях растения и животные становятся постоянной деталью произведений живописи. Стиль позднего средневековья, не связанный с одной страной, получил название интернациональной готики.

 

ГРАВЮРА

 

Гравюрой называют изображение, которое получено при помощи печати. То есть на доску или пластину наносится рельефный рисунок (выпуклый), который затем покрывают краской, чтобы получить с него изображение (оттиск). Под искусством гравюры часто подразумевают создание художественного изображения при помощи гравирования. В старину качество исполнения гравюры зависело от мастерства гравера. Гравером называли мастера или художника, который занимался выполнением изображений на дереве, металле, камне и прочих материалах. Но не всегда принесенный художником к граверу рисунок и качество его исполнения на травильной доске удовлетворяло художника. Поэтому ему самому приходилось изучать искусство гравирования. Прекрасный немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) был великолепным гравером. Серия гравюр на тему Апокалипсиса (1498 г.) до сих пор заставляет восторгаться их великолепием и сложностью. Во многом благодаря Дюреру гравюра поднялась на высоту самостоятельного жанра в искусстве, а не просто осталась отображением забавных иллюстраций. Гравюры неизменно привлекают нас смелостью линий, богатством светового решения, а главное - полнокровным и ярким ощущением мира, передаваемым с огромной силой и мастерством, но в то же время с простотой и доходчивостью.

 

ГРАФИКА

 

Греческое grafo - пишу, черчу, рисую - означает вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография). Графика основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске (преимущественно черно-белых) линий, штрихов и пятен, наносимых различными способами на поверхность листа бумаги, определяющего размер и формат композиции, ее фон (нередко цветной). В зависимости от избранной техники и материалов творческих задач художника графика может по своей специфике приближаться к живописи, но обладает при этом и своими особенными характеристиками: импровизацией, эффектом незаконченности, опусканием деталей, фиксацией беглых впечатлений.

Графика допускает высокую степень условности изображения, благодаря лаконизму или концентрации средств выражения дает лишь намек на изображаемый объект, предполагая завершение изобразительного образа работой воображения зрителя.

Графика обладает широким диапазоном функций, разновидностей и жанров (натурные этюды, эскизы будущих произведений, архитектурные проекты, карикатура, книжная иллюстрация, эстамп, плакат, лубок). Самым древним видом графики считается рисунок, с которым, согласно сказаниям, связано само изобретение искусства (очертание контура от тени человеческой фигуры на стене). Истоки рисунка - в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, средневековой миниатюре.

Самостоятельное значение эта разновидность изобразительного искусства приобретает начиная с эпохи Возрождения в формах станкового искусства (произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямого декоративного назначения), альбомных набросков и натурных штудий. Отличается бесконечным разнообразием и гибкостью приемов исполнения (с использованием карандаша, угля, мела, сангины, пера, кисти и разных сортов туши, чернил, акварели и т. п.).

 

ДАДАИЗМ

 

Название   Дада   в   переводе   с французского - конёк, деревянная лошадка, детский лепет. Само название направления изначально бессмысленно и являет собой движение-протест против всего предшествующего искусства. Дадаизм просуществовал с 1915 по 1922 гг. Центром деятельности дадаистов было Кабаре Вальтер в Цюрихе, где поэты, художники и писатели-единомышленники собирались для творческих экспериментов в   области   бессмысленной поэзии, «шумовой» музыки и автоматического рисунка. Дадаисты использовали все возможности своего воображения, чтобы вызвать возмущение публики. Например, один из представителей дадаизма Марсель Дюшан принес на выставку писсуар. Перевернув его и дав ему название «Фонтан», Дюшан показал, что даже самый обычный предмет, изъятый из его привычной среды, может стать произведением искусства. На этом выходки Дюшана не ограничились. То он выставил велосипед, под которым висела подпись «ВЕЛОСИПЕД», или же показывал репродукции «Моны Лизы» Леонардо да Винчи с подрисованными усиками и бородкой.

Движение Дада с его культом невыразимого и непонятного, сыграло важную роль в подготовке почвы для сюрреализма (см. «Сюрреализм»), возникшего в 1920-е годы. Видные участники дадаисткого движения - Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ханс Арп, Макс Эрнст, Курт Швиттерс.

 

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Однажды великий испанский художник Пабло Пикассо, посещая выставку детского творчества, заметил: «В четырнадцать лет я рисовал, как Рафаэль, но рисовать так, как это делаете вы, мне понадобилась целая жизнь». Что он хотел сказать этой фразой? А то, что ваш внутренний мир гораздо богаче взрослого, к тому же ваше творчество обладает высокой степенью искренности.

В начале своего развития человек в первую очередь пользуется зрительной информацией. Перед ним открывается прекрасный мир, мир, наполненный всем богатством цвета и света. Еще будучи очень маленькими вы пытались его отобразить в своих первых рисунках - это был ваш первый опыт общения с ним. Помните те самые «каракули», которые вы рисовали в раннем детстве. По-научному они называются абстракциями. Потом вы начинали осваивать тот мир, который вас окружал. Вы рисовали дома, зверей, разнообразные вещи, даже пытались нарисовать себя или маму с бабушкой. Эти рисунки сейчас вам кажутся простыми или наивными, научно говоря, примитивными.

 Но знаете ли вы, что примитивизм - это серьезное направление в живописи. Художники-примитивисты стараются в своих работах сохранить непосредственность, простоту и детскость. Они хотят быть в своих работах взрослыми детьми. Но сейчас вам хочется, чтобы предметы в ваших рисунках и картинах были похожи на свои прототипы. Вы хотите в точности отразить мир, который вас окружает, т.е., говоря по-научному вы хотите отразить действительность, то есть саму жизнь, а это называется «реализмом».

Сейчас вы уже взрослые. Вы стараетесь найти применение тем чувствам, которые вас переполняют. Вы хотите открыть эти чувства

кому-нибудь, так почему это не сделать через рисунки и картины, через свое творчество!

 

ДИВИЗИОНИЗМ

 

Жорж Сера (1859-1891) стал родоначальником «научного» импрессионизма. Этот молодой живописец, учившийся в Школе изящных искусств в Париже, был страстным поклонником теории. Он поставил себе задачу - научно обосновать достижения импрессионизма, сделать живопись математически точной, независимой от инстинкта, ощущений, случайных удач и неудач.

С этой целью он выработал новую строгую технику, основанную на достижениях современной науки о цвете, - так называемый «дивизионизм», что в переводе обозначает - делить. Дивизионизм -это тоже самое, что неоимпрессионизм и пуантилизм (от французского «poinet» - письмо точками). В Эрмитаже и Музее изобразительных искусств вы можете увидеть несколько небольших картин одного из друзей и единомышленников Жоржа Сера - Поля Синьяка. Многие тысячи положенных рядом «точечных» мазков призваны слиться в вашем глазу, рисуя то морскую гавань, то песчаный берег, то дерево у дороги. Эти картины, может быть, напомнят вам мозаику из камешков-самоцветов. Быть может, вас поразит и даже восхитит терпеливое трудолюбие живописцев, столь верных своим принципам, своей теории. Но душевного волнения перед этими картинами вы наверняка не испытаете. Жорж Сера и его единомышленники с полной ясностью показали, что нельзя безнаказанно отнимать у искусства душу, чувство. «Поверив алгеброй гармонию», они убили самое дорогое, что было в импрессионизме, - непосредственность живого общения с природой.

 

 

Материалы из книги: Игорь Баранчук. ЖИВОПИСЬ от А до Я.

Издательский дом «Сибирский цирюльник, Москва 2003 г.

 

 

 

 

Категория: Материалы художественного цикла для учащихся | Добавил: искусство (26.05.2012)
Просмотров: 6640 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2746
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz