Главная » Статьи » Реализация ФГТ |
Примерный перечень некоторых недостатков, присущих Федеральным государственным требованиям к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусства (ФГТ к ДОПП), а также проявляющихся в проводимой чиновниками Минкультуры РФ политике, которая связанна с созданием и введением в действие ФГТ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Заключительному документу Гражданского Конгресса «За качественное, современное и свободное творческое образование в России» (г. Москва, 3-5 июня
1. В ФГТ не дифференцированы, не отслежены и потому недостаточно представлены общекультурные компетенции выпускника ДШИ. 2. В разделе, посвященном итоговым результатам освоения предпрофессиональных программ, предписанных ФГТ, отсутствуют: · описание интегративных качеств ребенка, которые он приобретает в итоге освоения данной образовательной программы, · указание на необходимость обеспечения сформированных умений выполнения проектной деятельности, · указание на необходимость обеспечения сформированной способности к решению учебно-творческих задач, · указание на необходимость использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ). 3. В ФГТ к ДОПП даны непрофессиональные формулировки основных специальных компетенций выпускника ДШИ. Например, в ФГТ, относящихся к музыкальной области образования, из числа знаний, умений и навыков выпускника по неизвестной причине исключены либо даны в неконкретной, общелюбительской формулировке такие необходимые составляюшие современного предпрофессионального музыкального образования, как: 3.1 знание и определение тембров основных инструментов симфонического и народного оркестров; 3.2 знание, определение и воспроизведение ритмических последовательностей любой сложности продолжительностью от 2 до 4 тактов; 3.3 знание, определение и воспроизведение тональных, мелодических, интервальных, аккордовых последовательностей любой сложности продолжительностью от 8 до 16 тактов; 3.4 знание, определение и воспроизведение основных типов фактуры; 3.5 знание, определение и воспроизведение основных типов артикуляции; 3.6 знание и воспроизведение основных приемов и правил нотозаписи; 3.7 знание основ звукотехники; 3.8 знание основ творческого использования музыкально-компьютерных редакторов и синтезаторов; 3.9 знание истории развития искусств и художественной культуры, включая народное и внеевропейское искусство и культуру; 3.10 знание истории развития музыки; 3.11 умение художественного исполнения музыкальных произведений разной стилистики, склада, жанровой основы, уровня идейной, технической, композиционной, технологической, эмоциональной сложности, соответствующего приемным требованиям к репертуару при поступлении на отделение специального инструмента музыкального колледжа, училища искусств; 3.12 умение произвести анализ композиционных, выразительных, технологических средств, стилевых, жанровых, фактурных, тембро-фонических, артикуляционных, исполнительских и иных особенностей музыкальных произведений, пройденных в классе специального инструмента, ансамбля, оркестра, аккомпанемента и истории музыки (музыкальной литературы); 3.13 свободное оперирование существенными фактами из биографий, творческой и общественной деятельности выдающихся музыкантов – композиторов, исполнителей, импровизаторов; 3.14 свободное оперирование музыкальной терминологией; 3.15 знание основных музыкальных эпох, стилей, направлений и их видных представителей; 3.16 знание и умение выразить в музыке различные эмоции, настроения чувства, их сочетания и взаимные переходы; 3.17 знание основных категорий и понятий, содержащихся в отечественных учениях о музыкальных эмоциях, музыкальной семантике, и умение самостоятельно пользоваться ими в своей учебно-творческой работе; 3.18 умение мыслить музыкальными образами и создавать их в процессе музыкальной импровизации. 4. В ФГТ полностью отсутствуют требования к психолого-педагогическим, условиям реализации предпрофессиональных программ. ФГТ и не предусматривают ни содержания, ни методов какой-либо психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. 5. В ФГТ откровенно недостаточны требования к кадровым и финансово-экономическим условиям реализации предпрофессиональных программ. 6. В ФГТ чрезмерно избыточны и фантастичны требования к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ. 7. Из ФГТ к предпрофессиональным программам в области музыкального искусства исключены положения и знания, разработанные отечественной теорией музыкального содержания. 8. К сожалению, столь же очевидно, что ФГТ не предусматривают решение задач: · формирования устойчивого интереса к творческой деятельности; · приобретения опыта работы в разных техниках в различных видах искусства, в т.ч. базирующихся на информационно-компьютерных технологиях (ИКТ); · развития потребности в общении с произведениями искусства; · формирования образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениями жизни и искусства на основе восприятия, анализа и моделирования художественных образов; · формирования мотивационной направленности на продуктивную художественно-творческую деятельность; · овладения методами проектно-творческой деятельности и решения творческих задач; · формирования умений устанавливать взаимосвязь знаний, умений и навыков по разным учебным предметам для решения прикладных учебных и творческих задач; · формирования представлений о мире профессий, связанных с областью обучения и осваиваемыми технологиями; · установления связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из изучаемых предметных областей; · приобретения опыта организации самостоятельных систематических занятий искусством; · развития у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; · формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок; · овладения приемами творческого сотрудничества и социального взаимодействия в совместной проектной деятельности. 9 Согласно ФГТ, содержательные разделы предпрофессиональных программ не предусматривают включение в них какой-либо программы воспитания и социализации учащихся и, в частности, программы духовно-нравственного развития и воспитания. Очевидно, чиновникам Минкультуры ничего не известно о разработанных арт-педагогикой и имеющих строго научное обоснование эффективных методах реализации и диагностики достижения результатов в этой важнейшей, востребованной обществом и государством, области воспитания. 10 ФГТ лишь декларируют, но фактически никак не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей одаренных детей, обучающихся по предпрофессиональным программам, и не сообразуются с принципами и подходами, предлагаемыми теорией развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, личностно-ориентированным методом И.С.Якиманской, технологиями вариативного образования, обучения через проектную деятельность и другим инновационным инструментарием педагогического мастерства. 11 ФГТ не направлены на приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов художественной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего продолжения самостоятельного знакомства с искусством, художественного самообразования, художественного творчества и самовоспитания. 12 ФГТ не направлены на развитие эмоционального мира ребенка, его системы мотивации, гражданской позиции и социальных ориентиров. 13 ФГТ не учитывают потребности современной культуры и информационного общества в новых профессиях и областях художественной деятельности, вызванных к жизни процессами синтеза и интеграции, идущими в культуре и искусстве, а также мощным информационно-технологическим развитием. 14 ФГТ не гарантируют, не требуют, но всего лишь декларируют возможности использования современных педагогических технологий по части требований к условиям реализации предпрофессиональных программ. 15 ФГТ не гарантируют использования возможностей, заложенных в вариативной части учебных планов, составленных на основе ФГТ. 16 ФГТ не предусматривают создания условий для выявления одаренных детей младшего школьного возраста в первые годы обучения в ДШИ. 17 Задача духовно-нравственного воспитания детей только декларируется ФГТ, но ее достижение никак не обеспечивается и не диагностируется. 18 ФГТ устанавливает минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации предпрофессиональных программ, однако эти условия для большинства муниципальных ДШИ, функционирующих во всех регионах, не выполнимы, а указания на роль МК РФ в этом отношении отсутствуют. 19 Количество аудиторных часов, предлагаемое для реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ (ДОПП), ничем не обосновано и сильно отличается от тех профессиональных традиций, на которые предпочитают ссылаться разработчики ФГТ. Например, в ФГТ к ДОПП для народных музыкальных инструментов со сроком обучения, равным 9 годам, дается на 66 аудиторных часов больше, чем для духовых и ударных инструментов; для струнных инструментов – на 107,5 аудиторных часов больше, нежели для духовых и ударных инструментов; для фортепиано – почти на 400 аудиторных часов меньше, чем для народных инструментов; но больше всего аудиторных часов предусмотрено для музыкального фольклора: на 460 аудиторных часов больше, чем у пианистов. И подобного рода несуразности просто переполняют ФГТ. | |
Просмотров: 5151 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |