Воскресенье, 12.05.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Реализация ФГТ

Примерный перечень некоторых недостатков, присущих Федеральным государственным требованиям в области искусства


Примерный перечень некоторых недостатков, 

присущих Федеральным государственным требованиям

к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам

в области искусства (ФГТ к ДОПП),

а также проявляющихся в проводимой чиновниками Минкультуры РФ политике,

которая связанна с созданием и введением в действие ФГТ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Заключительному документу Гражданского Конгресса

«За качественное, современное и свободное творческое образование в России»

(г. Москва, 3-5 июня 2012 г.)


1.      В ФГТ не дифференцированы, не отслежены и потому недостаточно представлены общекультурные компетенции выпускника ДШИ.

2.      В разделе, посвященном итоговым результатам освоения предпрофессиональных программ, предписанных ФГТ, отсутствуют:

·         описание интегративных качеств ребенка, которые он приобретает в итоге освоения данной образовательной программы,

·        указание на необходимость обеспечения сформированных умений выполнения проектной деятельности,

·        указание на необходимость обеспечения сформированной способности к решению учебно-творческих задач,

·        указание на необходимость использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

3.      В ФГТ к ДОПП даны непрофессиональные формулировки основных специальных компетенций выпускника ДШИ. Например, в ФГТ, относящихся к музыкальной области образования, из числа знаний, умений и навыков выпускника по неизвестной причине исключены либо даны в неконкретной, общелюбительской формулировке такие необходимые составляюшие современного предпрофессионального музыкального образования, как:

3.1  знание и определение тембров основных инструментов симфонического и народного оркестров;

3.2  знание, определение и воспроизведение ритмических последовательностей любой сложности продолжительностью от 2 до 4 тактов;

3.3  знание, определение и воспроизведение тональных, мелодических, интервальных, аккордовых последовательностей любой сложности продолжительностью от 8 до 16 тактов;

3.4  знание, определение и воспроизведение основных типов фактуры;

3.5  знание, определение и воспроизведение основных типов артикуляции;

3.6  знание и воспроизведение основных приемов и правил нотозаписи;

3.7  знание основ звукотехники;

3.8  знание основ творческого использования музыкально-компьютерных редакторов и синтезаторов;

3.9  знание истории развития искусств и художественной культуры, включая народное и внеевропейское искусство и культуру;

3.10          знание истории развития музыки;

3.11          умение художественного исполнения музыкальных произведений разной стилистики, склада, жанровой основы, уровня идейной, технической, композиционной, технологической, эмоциональной сложности, соответствующего приемным требованиям к репертуару при поступлении на отделение  специального инструмента музыкального колледжа, училища искусств;

3.12          умение произвести анализ композиционных, выразительных, технологических средств, стилевых, жанровых, фактурных, тембро-фонических, артикуляционных, исполнительских и иных особенностей музыкальных произведений, пройденных в  классе специального инструмента, ансамбля, оркестра, аккомпанемента и истории музыки (музыкальной литературы);

3.13          свободное оперирование существенными фактами из биографий, творческой и общественной деятельности выдающихся музыкантов – композиторов, исполнителей, импровизаторов;

3.14          свободное оперирование музыкальной терминологией;

3.15          знание основных музыкальных эпох, стилей, направлений и их видных представителей;

3.16          знание и умение выразить в музыке различные эмоции, настроения чувства, их сочетания и взаимные переходы;

3.17          знание основных категорий и понятий, содержащихся в отечественных учениях о музыкальных эмоциях, музыкальной семантике, и умение самостоятельно пользоваться ими в своей учебно-творческой работе;

3.18          умение мыслить музыкальными образами и создавать их в процессе музыкальной импровизации.

4.      В ФГТ полностью отсутствуют требования к психолого-педагогическим, условиям реализации предпрофессиональных программ. ФГТ и не предусматривают ни содержания, ни методов какой-либо психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

5.      В ФГТ откровенно недостаточны требования к кадровым и финансово-экономическим условиям реализации предпрофессиональных программ.

6.      В ФГТ чрезмерно избыточны и фантастичны требования к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ.

7.      Из ФГТ к предпрофессиональным программам в области музыкального искусства исключены положения и знания, разработанные отечественной теорией музыкального содержания.

8.      К сожалению, столь же очевидно, что ФГТ не предусматривают решение задач:

·        формирования устойчивого интереса к творческой деятельности;

·        приобретения опыта работы в разных техниках в различных видах искусства, в т.ч. базирующихся на информационно-компьютерных технологиях (ИКТ);

·        развития потребности в общении с произведениями искусства;

·        формирования образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениями жизни и искусства на основе восприятия, анализа и моделирования художественных образов;

·        формирования мотивационной направленности на продуктивную художественно-творческую деятельность;

·        овладения методами проектно-творческой деятельности и решения творческих задач;

·        формирования умений устанавливать взаимосвязь знаний, умений и навыков по разным учебным предметам для решения прикладных учебных и творческих задач;

·        формирования представлений о мире профессий, связанных с областью обучения и осваиваемыми технологиями;

·        установления  связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из изучаемых предметных областей;

·        приобретения опыта организации самостоятельных систематических занятий искусством;

·        развития у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

·        формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок;

·        овладения приемами творческого сотрудничества и социального взаимодействия в совместной проектной деятельности.

9      Согласно ФГТ, содержательные разделы предпрофессиональных программ не предусматривают включение в них какой-либо программы воспитания и социализации учащихся и, в частности, программы духовно-нравственного развития и воспитания. Очевидно, чиновникам Минкультуры ничего не известно о разработанных арт-педагогикой и имеющих строго научное обоснование эффективных методах реализации и диагностики достижения результатов в этой важнейшей, востребованной обществом и государством, области воспитания.

10  ФГТ лишь декларируют, но фактически никак не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей одаренных детей, обучающихся по предпрофессиональным программам, и не сообразуются с принципами и подходами, предлагаемыми теорией развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, личностно-ориентированным методом И.С.Якиманской, технологиями вариативного образования, обучения через проектную деятельность и другим инновационным инструментарием педагогического мастерства.

11  ФГТ не направлены на приобретение  детьми системы опорных знаний, умений и способов художественной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего продолжения самостоятельного знакомства с искусством, художественного самообразования, художественного творчества и самовоспитания.

12  ФГТ не направлены на развитие эмоционального мира ребенка, его системы мотивации, гражданской позиции и социальных ориентиров.

13  ФГТ не учитывают потребности современной культуры и информационного общества в новых профессиях и областях художественной деятельности, вызванных к жизни процессами синтеза и интеграции, идущими в культуре и искусстве, а также мощным информационно-технологическим развитием.

14  ФГТ не гарантируют, не требуют, но всего лишь декларируют возможности использования современных педагогических технологий по части требований к условиям реализации предпрофессиональных программ.

15  ФГТ не гарантируют использования возможностей, заложенных в вариативной части учебных планов, составленных на основе ФГТ.

16  ФГТ не предусматривают создания условий для выявления одаренных детей младшего школьного возраста в первые годы обучения в ДШИ.

17  Задача духовно-нравственного воспитания детей только декларируется ФГТ, но ее достижение никак не обеспечивается и не диагностируется.

18  ФГТ устанавливает минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации предпрофессиональных программ, однако эти условия для большинства муниципальных ДШИ, функционирующих во всех регионах, не выполнимы, а указания на роль МК РФ в этом отношении отсутствуют.

19  Количество аудиторных часов, предлагаемое для реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ (ДОПП), ничем не обосновано и сильно отличается от тех профессиональных традиций, на которые предпочитают ссылаться разработчики ФГТ. Например, в ФГТ к ДОПП для народных музыкальных инструментов со сроком обучения, равным 9 годам, дается на 66 аудиторных часов больше, чем для духовых и ударных инструментов; для струнных инструментов – на 107,5 аудиторных часов больше, нежели для духовых и ударных инструментов; для фортепиано – почти на 400 аудиторных часов меньше, чем для народных инструментов; но больше всего аудиторных часов предусмотрено для музыкального фольклора: на 460 аудиторных часов больше, чем у пианистов. И подобного рода несуразности просто переполняют ФГТ.

 

 

Категория: Реализация ФГТ | Добавил: искусство (20.10.2012)
Просмотров: 5151 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2746
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz