Воскресенье, 28.04.2024, 13:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Реализация ФГТ

Рекомендации И. Е. Домогацкой по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств


Рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств

(разработчик И.Е.Домогацкая)

 

1. Программа учебного предмета разрабатывается образовательным учреждением по каждому учебному предмету самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее – ФГТ), а также учебными планами образовательного учреждения.

Согласно ФГТ программы учебных предметов являются частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств (далее по тексту – образовательная программа в области искусств).

Программы учебных предметов должны пройти обсуждение на заседаниях отделений (отделов) и методического совета образовательного учреждения.

Программа учебного предмета разрабатывается педагогическим работником или группой педагогических работников образовательного учреждения.

Программа учебного предмета выполняет следующие функции:

- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.

2. Программа учебного предмета должна содержать:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов);

 - содержание учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, систему оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также,  при необходимости,  перечень средств обучения.

3.Титульный лист программы учебного предмета должен содержать:

полное наименование образовательного учреждения;

наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств;

год разработки программы.

4. Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать сведения о разработчике (разработчиках) программы и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее двух из числа педагогических работников, один из которых может быть представителем другого образовательного учреждения, в том числе среднего профессионального или высшего профессионального образования, в котором реализуются профильные образовательные программы в области искусств.

На оборотной стороне титульного листа программы должны содержаться сведения о рассмотрении данной программы на заседании отделения (отдела) и методического совета, а также ее утверждении с указанием даты.

5. В пояснительной записке программы учебного предмета указываются:

- срок реализации учебного предмета;

- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия);

- форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная); 

- цели и задачи учебного предмета.

В пояснительной записке могут быть отражены связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана образовательного учреждения (межпредметные связи), краткое обоснование структуры программы, методы  обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета и др.

6. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов) должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося, а также аудиторных занятий.

В образовательном учреждении могут устанавливаться следующие  виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.

 

Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом:


7. Раздел программы учебного предмета «Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета. Устанавливаемый программой учебного предмета объем знаний, умений и навыков по учебному предмету основной части образовательной программы должен быть не ниже уровня, предусмотренного ФГТ. 

Данный раздел рекомендуется начинать с введения, в котором дается характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам, поставленным ФГТ, с учетом:

создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

выявления одаренных детей в области соответствующего вида  искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

Раздел «Содержание учебного предмета» должен отражать распределение учебного материала по годам обучения, содержать описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета и содержать сведения о затратах учебного времени. Названия разделов и тем учебного предмета должны соответствовать учебно-тематическому плану (при его наличии).

Сведения о затратах учебного времени отражаются с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеаудиторной работы, в число которых может входить выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Согласно ФГТ в программах учебных предметов должно быть отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.

8. В разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» программы учебного предмета формулируются результаты учебного процесса в соответствии с ФГТ. Данный раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета.

9. Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, а также итоговую аттестацию обучающихся в случае, если по данному учебному предмету она предусмотрена ФГТ.

При планировании текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся необходимо руководствоваться Рекомендациями по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, опубликованными в Сборнике материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (Москва, Минкультуры России, 2012. – Ч.1).

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде  технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета. 

Содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения должны быть отражены в программе учебного предмета.

В соответствии с ФГТ образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Разрабатываемые образовательным учреждением критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета.

В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.

10. Программа учебного предмета включает в себя раздел «Методическое обеспечение учебного процесса», содержащий методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов организации образовательного процесса, самостоятельной работы обучающихся, способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала.

11. Заключительный раздел программы учебного предмета «Список литературы и средств обучения» должен содержать перечень учебной, учебно-методической, нотной и другой литературы (при необходимости - репертуарные списки), а также учебно-методических материалов, используемых при реализации и освоения учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимся домашнего задания.

 


Приложение 1.

Примерная форма титульного листа программы учебного предмета:

Полное наименование образовательного учреждения

Наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств

Год разработки программы


Приложение 2

Примерная форма оборотной стороны титульного листа программы учебного предмета:



Разработчик(и) – фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность


Приложение 3

Примерная структура программы учебного предмета:

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов).

3. Содержание учебного предмета.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

5. Формы и методы контроля, система оценок.

6. Методическое обеспечение учебного процесса (в том числе методические рекомендации педагогическим работникам и рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся).

7. Список литературы и средств обучения.



Категория: Реализация ФГТ | Добавил: искусство (26.10.2012)
Просмотров: 12117 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Sergjag  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/plazmennaya-rezka-metalla/>как резать пвл</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2746
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz