Главная » Статьи » Реализация ФГТ |
Рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (разработчик И.Е.Домогацкая) 1. Программа учебного предмета разрабатывается образовательным учреждением по каждому учебному предмету самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее – ФГТ), а также учебными планами образовательного учреждения. Согласно ФГТ программы учебных предметов являются частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств (далее по тексту – образовательная программа в области искусств). Программы учебных предметов должны пройти обсуждение на заседаниях отделений (отделов) и методического совета образовательного учреждения. Программа учебного предмета разрабатывается педагогическим работником или группой педагогических работников образовательного учреждения. Программа учебного предмета выполняет следующие функции: - нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; - оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. 2. Программа учебного предмета должна содержать: - титульный лист; - пояснительную записку; - учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. 3.Титульный лист программы учебного предмета должен содержать: полное наименование образовательного учреждения; наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств; год разработки программы. 4. Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать сведения о разработчике (разработчиках) программы и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее двух из числа педагогических работников, один из которых может быть представителем другого образовательного учреждения, в том числе среднего профессионального или высшего профессионального образования, в котором реализуются профильные образовательные программы в области искусств. На оборотной стороне титульного листа программы должны содержаться сведения о рассмотрении данной программы на заседании отделения (отдела) и методического совета, а также ее утверждении с указанием даты. 5. В пояснительной записке программы учебного предмета указываются: - срок реализации учебного предмета; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия); - форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная); - цели и задачи учебного предмета. В пояснительной записке могут быть отражены связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана образовательного учреждения (межпредметные связи), краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета и др. 6. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов) должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося, а также аудиторных занятий. В образовательном учреждении могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др. Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом: 7. Раздел программы учебного предмета «Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета. Устанавливаемый программой учебного предмета объем знаний, умений и навыков по учебному предмету основной части образовательной программы должен быть не ниже уровня, предусмотренного ФГТ. Данный раздел рекомендуется начинать с введения, в котором дается характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам, поставленным ФГТ, с учетом: создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира; выявления одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств. Раздел «Содержание учебного предмета» должен отражать распределение учебного материала по годам обучения, содержать описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета и содержать сведения о затратах учебного времени. Названия разделов и тем учебного предмета должны соответствовать учебно-тематическому плану (при его наличии). Сведения о затратах учебного времени отражаются с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеаудиторной работы, в число которых может входить выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Согласно ФГТ в программах учебных предметов должно быть отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания. 8. В разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» программы учебного предмета формулируются результаты учебного процесса в соответствии с ФГТ. Данный раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета. 9. Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, а также итоговую аттестацию обучающихся в случае, если по данному учебному предмету она предусмотрена ФГТ. При планировании текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся необходимо руководствоваться Рекомендациями по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, опубликованными в Сборнике материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (Москва, Минкультуры России, 2012. – Ч.1). Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета. Содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения должны быть отражены в программе учебного предмета. В соответствии с ФГТ образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Разрабатываемые образовательным учреждением критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета. В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. 10. Программа учебного предмета включает в себя раздел «Методическое обеспечение учебного процесса», содержащий методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов организации образовательного процесса, самостоятельной работы обучающихся, способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала. 11. Заключительный раздел программы учебного предмета «Список литературы и средств обучения» должен содержать перечень учебной, учебно-методической, нотной и другой литературы (при необходимости - репертуарные списки), а также учебно-методических материалов, используемых при реализации и освоения учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимся домашнего задания.
Приложение 1. Примерная форма титульного листа программы учебного предмета: Полное наименование образовательного учреждения Наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств Год разработки программы
Приложение 2 Примерная форма оборотной стороны титульного листа программы
учебного предмета: Разработчик(и) – фамилия, имя, отчество, должность Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность Приложение 3 Примерная структура программы учебного предмета: 1. Пояснительная записка. 2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов). 3. Содержание учебного предмета. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля, система оценок. 6. Методическое обеспечение учебного процесса (в том числе методические рекомендации педагогическим работникам и рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся). 7. Список литературы и средств обучения. | |
Просмотров: 12117 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||