Суббота, 27.04.2024, 16:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Реализация ФГТ

Формирование учебно-методического обеспечения в процессе подготовки к лицензированию предпрофессиональных общеобразовательных программ ДШИ


Формирование учебно-методического обеспечения –

важный этап в процессе подготовки к лицензированию

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательная программа

в области искусства


Формирование учебно-методического обеспечения – важный этап в процессе подготовки к лицензированию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательная программа в области искусства. Актуальность этой проблемы определена поправками к Закону об образовании, принятыми год назад. Противоречие заключается в том, что эти поправки, направленные изначально на формальное признание особого статуса системы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, качественные характеристики которой формировались на протяжении столетия, неизбежно ведут к изменению этих характеристик. Чтобы сохраниться, система должна измениться.

Важнейшей составляющей учебно-методического обеспечения являются образовательные программы. Для многих преподавателей это до сих пор не более чем программы по отдельным учебным дисциплинам: фортепиано, сольфеджио, классическому танцу, истории изобразительного искусства и т.д.

В современном же понимании образовательная программа – это составной многотомный документ. Его структура теперь определяется ФГТ следующим образом: «программа […] разработанная ОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ОП; учебный план; график образовательного процесса; программы учебных предметов; систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися; программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ».

Не правда ли, многим это сейчас показалось чем-то очень хорошо знакомым, хотя и слегка подзабытым? Да, подобные документы не так давно составляли наши образовательные учреждения, когда проходили аккредитацию. Парадокс нашего времени: те же самые вышеупомянутые поправки к Закону об образовании отменили аккредитацию для образовательных учреждений ДОД, но сделали актуальным накопленный в процессе подготовки к ней опыт.

Обратимся теперь к составляющим образовательной программы. Очевидно, что пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися ОП, учебный план, график образовательного процесса будут разрабатываться прежде всего администрацией ОУ на основе ФГТ. УМЦ планирует в ближайшее время разработать электронную форму учебных планов, которая сделает более простым процесс наполнения вариативной части в соответствии с возможностями и спецификой ОУ, при сохранении эффективного контроля баланса аудиторной и внеаудиторной нагрузки учащихся в пределах, указанных в ФГТ.

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ также фактически ежегодно составляется на основе планов работы отделов, рекомендаций учредителя и УМЦ, только по-другому называется.

Наиболее объёмным и трудоёмким является раздел «программы учебных предметов». Нельзя не признать, что те ОУ, которые в своё время прошли процедуру аккредитации и здесь окажутся в выигрыше. Вспомним, как нелегко накапливался опыт реструктуризации предметных программ, каким непонятным казался язык официальных документов, сколько раз приходилось посещать методический кабинет, переделывать один и тот же текст, пока программа не обретала новый облик. Но зато теперь это опыт просто цены не имеет.

Почему речь идет именно о реструктуризации существующих, а не о создании новых программ? Существующие программы учебных предметов отразили опыт педагогики образования в сфере культуры и искусства, накопленный, можно сказать, на протяжении всей ее истории. Да, каждое поколение привносило нечто новое в методику преподавания различных дисциплин, что, в конечном счете, сделало процесс обучения искусству доступным практически для любого ребенка. Но из всего нового, что предлагалось (и предлагается сейчас!) сохранялось только то, что отвечало принципу природосообразности.

Мы имеем дело сразу с двумя «природами»: природой ребенка и природой искусства, которое существует столько же, сколько и человечество, и фактически есть форма сублимации человеческой природы в культуре. Современные дети не рождаются другими, более умными и способными, чем это было в прежние времена. Каждое поколение приспосабливается к новым условиям изменяющегося мира. Дети делают это лучше, чем взрослые не в силу своего интеллектуального превосходства, а потому, что им не надо переучиваться.

Ряд учебных предметов в очень незначительной мере зависит от возрастной физиологии (например – теоретические дисциплины). Другие, напротив, весьма ощутимо зависят не только от физиологии, но и от анатомии (исполнительство на духовых инструментах, хоровое и сольное пение, хореографические дисциплины). Но даже здесь не прекращается попытки совершить насилие над природой. Нельзя забывать, что природа за это мстит, но не тем, кто это насилие совершил, а ни в чем не повинным детям.

Одним словом, предполагать, что осознание своей «предпрофессиональности» так сильно будет мотивировать детей, что они совершат в искусстве нечто ранее никому не доступное – опасная иллюзия. Другое дело, что реальные возможности ребенка в полной мере раскрываются только в руках талантливых преподавателей. Именно их опыт, а не умозрительные рассуждения и благие пожелания, должен стать основой обогащения содержания программ учебных предметов.

В ФГТ нет специального раздела, посвященного структуре программы учебного предмета. Опираясь на содержащиеся в разных разделах ФГТ установки, сотрудники УМЦ разработали макет программы учебного предмета, который я вам сейчас представлю. На основании этого макета методисты УМЦ совместно с ведущими преподавателями города Москвы в ближайшее время разработают наиболее востребованные программы учебных предметов. ОУ смогут принять их либо «как есть», либо вносить в них изменения и дополнения исходя из своей специфики.

В процессе создания программ учебных предметов на основе предлагаемого макета следует обратить внимание на следующие особенности:

1.      Содержание всех разделов программы должно соответствовать ФГТ.

2.      На титульном листе должна быть указана принадлежность программы учебного предмета соответствующей дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе и индекса в соответствии с ФГТ.

3.      Во всех разделах программы учебного предмета указывается не только количество часов аудиторных занятий, но и объем самостоятельной работы учащихся. Соответственно, должны также быть указаны содержание этой работы и методические рекомендации по ее организации.

4.      Макет программы учебного предмета предполагает раздел «Распределение учебного материала по годам обучения», в котором указываются разделы курса и соответствующие им дидактические единицы.

5.      В программе учебного предмета должны быть описаны формы и методы контроля и система оценок.


Категория: Реализация ФГТ | Добавил: искусство (27.10.2012)
Просмотров: 6748 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2746
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz