Воскресенье, 28.04.2024, 01:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Реализация ФГТ

Открытое письмо о новых программах для детских музыкальных школ и школ искусств (г.Тула. Дьячкова Ирина Петровна).


             Открытое письмо о новых программах для детских музыкальных школ 

                     и школ искусств (г.Тула. Дьячкова Ирина Петровна)

              Опубликовано на форуме сайта http://www.prezidentpress.ru

 

Знакомство с новыми типовыми учебными планами для детских музыкальных школ и школ искусств, где из предпрофессионального обучения исключен предмет «Сольное пение» вызвало у нас недоумение и негодование. Мы считаем данный шаг скоропалительным, необдуманным и необоснованным ни с биологической, ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.

Нам известно мнение определенных профессиональных кругов о низком (якобы) уровне обучения вокалу в начальном звене (музыкальных школах). Мы признаем наличие определенных проблем. Однако они касаются не в существовании самого предмета «Сольное пение», а имеют совершенно другие корни. Это:

Кадровые проблемы. У нас отсутствуют четкие критерии, которым должен соответствовать преподаватель вокала. Зачастую за эту работу берутся случайные люди без вокального образования, что совершенно недопустима в столь сложном, тонком и ответственном деле, да еще с таким хрупким материалом как детский голос.

Нет единых, установленных государством, физиологически и психологически обоснованных повозрастных требований к преподавателю и уровню вокального развития ученика, нет единой базовой программы. В результате снижается качество обучения и преемственность между начальным и средним (профессиональным) звеньями вокального образования. (Это отмечено в более общем виде и в монографии «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств».)

По нашему мнению, изъятие из типовых учебных планов предмета «Сольное пение» явно противоречит целям и задачам новых дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Цитируем: «Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а так же выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.» Нам непонятно, по каким причинам эти цели и задачи предполагаются нереализуемыми средствами академического пения.

Приведение в действие новых учебных планов относительно вокала будет иметь сугубо отрицательные последствия.

В качестве приоритетной задачи новые программы выдвигают предпрофессиональную подготовку. В области академического пения она будет отсутствовать. Тем самым нарушается один из основополагающих принципов педагогики, любого воспитания и обучения – принцип преемственности между разными этапами обучения и развития.

Неизбежно сократится приток абитуриентов на вокальные отделения профессиональных средних (а затем и высших) учебных заведений. И каков будет уровень подготовки, начальная база для профобразования у тех, кто пришел?

Начало работы с голосом ученика сдвигается на возраст 15-18 лет. При этом предлагается аргумент о больших физических нагрузках при пении, якобы непосильных для детского возраста. Нас этот аргумент совершенно не убеждает.

С анатомо-физиологической точки зрения организм в основном завершает своё развитие у девушки – к 15 годам, у юноши – к 18. Освоение каких-либо принципиально новых навыков взрослым происходит значительно сложнее и тяжелее, чем в пластичном детском возрасте. К тому же к 18 годам уже приобретаются (в отсутствие целенаправленного формирования организации) мешающие профессиональной вокальной деятельности дефекты голоса, дыхания, осанки, психики. В более раннем возрасте они могут быть предупреждены или скорректированы. В проблеме следует учитывать усугубляющее её снижение общего здоровья населения, в том числе детей и молодежи.

В качестве иллюстрации. В пении архиважное значение имеет дыхание. Большинство специалистов считают оптимальным диафрагмально-нижнереберное дыхание (Рудин Л.Б. «Основы голосоведения», М.: Граница, 2009 г., Сборник научных трудов. II Конгресс Российской общественной академии голоса «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика», М.: Граница, 2009г., Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства», Ростов на Дону: Феникс, 2008 г. и другие). Оно формируется на основе естественного гармонично- полного (диафрагмально-реберного) типа дыхания. Однако по данным большинства физиологов и медиков у современных людей этот естественный тип дыхания по разным причинам нарушается, как правило, с 12-летнего возраста и в дальнейшем требует восстановления путем специальных упражнений. (К. Динейка «Дыхание, движение, здоровье», Приокское книжное издательство, Тула, 1978 г.). С этой точки зрения проще начинать обучение и певческому дыханию до 12 лет.

 

Пение – использование уникального и сложнейшего естественного инструмента – человеческого тела. Очень важно помочь ему правильно сформироваться, голос надо взрастить, направить его развитие в нужное русло! Это значительно логичнее, естественнее и эффективнее, чем «ремонт» уже взрослого «инструмента» с зафиксированными дефектами.

 

Во всех видах искусств, где человек работает телом (балет и другие танцы, акробатика, цирковые искусства и так далее), а также в спорте обучение и развитие организма в необходимом направлении традиционно практикуются с раннего возраста. Иначе не получить профессионального результата. Так почему же вокал должен быть исключен?

Другое дело – как мы будем решать эту задачу? Работа с голосом, особенно с детским, требует чрезвычайно аккуратного и профессионального подхода. Принцип «Не навреди!» должен быть первейшим. И здесь снова возникает тема квалифицированности педагогических кадров и разработки единых государственных критериев и базовых программ. Они должны исходить из физиологических и психологических возрастных особенностей учеников, отражать возможные ступени развития ученика соответственно его возрасту, допустимые вокальные нагрузки, требования гигиены голоса, примерный рекомендуемый репертуар, предполагать индивидуальный подход к каждому ученику.

Особо должна оговариваться работа с голосом в период мутации «эта работа возможна и нужна, но требует особенно щадящего подхода и режима, особого репертуара. Вместо двух занятий по 45 минут желательно проводить три по 30 минут. В это время полезно давать прослушивание различных голосов – образцов великих певцов разных поколений, и так далее. В данном сложном вопросе на первый план выступает методика и квалификация педагога. Здесь особо значимо выявление, анализ, обобщение и распространение опыта работы педагогов в этом направлении. (Если требуется, можем предположить описание личного опыта применением методического материала.)

В отсутствие вокальных отделений в музыкальных школах поющие дети пойдут в разного рода кружки и самодеятельные коллективы, где они стихийно приобретают навыки неграмотного пения. Постановка голоса в этих коллективах отсутствует или проводится непрофессионально (затрудняемся сказать, что хуже). К 15-18годам дефекты и неверные навыки уже зафиксированы, что зачастую приводит к профнепригодности изначально одаренных детей.

В новых учебных планах предусмотрено хоровое пение, которое никаким образом, даже отчасти не решает задач предпрофессиональной подготовки вокалистов, поскольку каждый голос уникален и для его постановки требуется исключительно индивидуальная работа.

Исключение из учебных планов музыкальных школ сольного пения остро ставит вопрос трудоустройства соответствующих педагогических кадров, а также нынешних и будущих выпускников музыкальных педвузов по этой специальности.

В новых программах цель допрофессиональной подготовки детей ставится на первое место, а общеэстетическое воспитание подрастающего поколения – на вторых ролях и в определенной степени дается на откуп клубам, кружкам, секциям. Мы бы не стали так ставить вопрос. Указанные задачи – разные, но сопряженные и равноценные, и они должны решаться параллельно и комплексно.

Грамотное эстетическое воспитание, культурное развитие детей и молодежи крайне актуально в нынешнем обществе.

Мы наблюдаем удручающее падение общей культуры, «массовой» культуры, примитивный художественный уровень современной эстрады, поток безвкусицы и пошлости в средствах массовой информации, а зачастую и с подмостков театров. Люди разучились не только петь (во дворах, в застолье), но и нормально разговаривать. Нарастает дефицит общения, в том числе в семьях. Родители всё хуже справляются с задачами воспитания и развития детей, плохо организуют их свободное время. Зачастую дети и молодежь предоставлены сами себе, проводят время на улице в примитивном общении (нередко с пивом) или часами сидят у компьютера. Всё больше распространяются девиантные формы поведения детей, подростков и молодежи, склонность к наркомании. Число разных кружков и секций, по сравнению с советским периодом, сократилось, они стали платными, притом достаточно дорогими. В общеобразовательных школах сокращается количество часов дополнительного образования, всё меньше внимания уделяется эстетическому и общекультурному развитию. В этих условиях значимость музыкальных, художественных школ, школ искусств для нормального развития и организованной занятости подрастающего поколения возрастает многократно.

Особая роль в рассматриваемом аспекте принадлежит академическому вокалу. Эти занятия – не только правильное развитие голоса, но и определенная гармонизация личности, мощный фактор формирования общей культуры. Через ребенка и общение с педагогами происходит определенное позитивное влияние и на его родственников. Практика показывает, что сольное пение – одна из самых востребованных специальностей в школах искусств. Одна из причин этого – дороговизна музыкальных инструментов, что ограничивает возможности обучения детей по соответствующим специальностям.

Не можем не отметить значительный социальный запрос на учащихся вокалистов, которые выступают на концертных площадках при проведении различных праздников, фестивалей, других городских и районных мероприятий.

Определенным и существенным подтверждением возможностей и демонстраций результатов занятий детей академическим вокалом являются различные замечательные конкурсы. На них выросло уже несколько поколений учеников. При этом очень хорошо прослеживается их вокально-музыкальное и физиологическое развитие.

Прекрасно зарекомендовали себя такие конкурсы как: «Серебряный голос» г. Москва, где председатель жюри - профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского - народная артистка Писаренко Г.А.; «Жар птица» г. Иваново, председатель жюри – народная артистка Иванова Л. Г.; «Конкурс юных вокалистов» имени А. Пирогова г. Рязань, председатель жюри – профессор Московской консерватории народный артист Глубокий Ю. С. и некоторые другие конкурсы.


На основании вышеизложенного мы предлагаем:

Восстановить в учебных планах музыкальных школ исключенную обсуждаемую вокальную специальность;

Строго соблюдать принцип преемственности в трех ступенях допрофессионального и профессионального академического вокального образования;

В соответствии с вышеуказанным принципом сохранить название специальности «Сольное пение»;

Разработать критерии профессиональной подготовки педагога по вокалу. В качестве обязательного условия включить вокально-педагогическое образование;

Наладить периодическую аттестацию педагогов и лицензирование их деятельности на основании вышеуказанных критериев;

Организовать систематическую грамотную курсовую подготовку вокальных педагогов, а так же изучение, обобщение и пропаганду передового опыта работы;

Разработать государственные стандарты содержания образования и уровня вокального развития учащихся поэтапно в соответствии с принципом преемственности и на основе психофизиологических возрастных особенностей и возможностей детей. На этой основе разработать базовую государственную программу по предмету «Сольное пение». Предусмотреть сочетание определенного единства требований с индивидуальным подходом в обучении;

Ввести в программу в качестве обязательного требования соблюдение правил гигиены голоса;

Установить минимальный возрастной ценз приема детей на специальность «Сольное пение» 9-10 лет;

Занятия по предмету «Сольное пение» не должны превышать двух академических часов в неделю. Они могут комбинироваться как 2 часа по 45 минут или 3 часа по 30 минут. Занятия необходимо проводить с концертмейстером. В двух последних классах надо добавить 1 час и еще 1 час на занятие в ансамбле в классе предпрофессиональной подготовки

В программе должна быть особо оговорена работа с голосом в период его мутации. Необходимо обобщить и распространить опыт работы в этом направлении лучших практических педагогов;

Еще один факт иллюстрирует реальную возможность качественной допрофессиональной подготовки по академическому вокалу в музыкальных школах и школах искусств – поступление в течение ряда лет выпускников нашей школы в средние профессиональные учебные заведения по данной специальности и их успешное там обучение.

 

Дьячкова Ирина Петровна.


Материал с сайта http://www.prezidentpress.ru/news/prezident/2078-otkrytoe-pismo-v-zaschitu-solnogo-peniya.html


Категория: Реализация ФГТ | Добавил: искусство (26.10.2012)
Просмотров: 6793 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.4/12
Всего комментариев: 2
2 Светлана  
0
Спасибо за статью!!! Хотелось бы обьединиться с педагогами вокалистами, и выступить в защиту нашего уникального и столь необходимого предмета-"сольное пение". Хочется кричать об этой проблеме, что бы нас услышали!!!

1 Марина  
0
Большое спасибо! Согласна полностью с положениями, изложенными в данной статье. Всё аргументированно, грамотно. Большое спасибо автору! Преподаю сольное академическое пение в музыкальной школе.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2746
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz