Пятница, 17.05.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Усть-Удинская районная детская школа искусств
Главная » Статьи » Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ

Детская школа искусств и полихудожественный подход к творческому образованию молодежи.


 

Детская школа искусств и полихудожественный подход

к творческому образованию молодежи


 О.В. СТУКАЛОВА. Ведущий научный сотрудник Института художественного образования

Российской академии образования.


Сборник трудов
 Восьмой общероссийской конференции 
"Детские школы искусств и благосостояние нации: 
инновации, проблемы и решения (г. Москва, 6-8 июня 2008 г.).





Я представляю крупнейший научно-исследовательский институт России, который принято считать уникальным, единственным в мире учреждением, специально занимающимся вопросами педагогики искусства.

История Института художественного образования начинается с 1929 г. Именно здесь возникли Театр юного зрителя, Кукольный театр Сергея Образцова, детский хор под руководством профессора Московской консерватории Владислава Соколова, Музей детского рисунка. Одним из первых директоров НИИ художественного воспитания была Валентина Николаевна Шацкая, воплощавшая в себе качества высоко профессионального музыканта, педагога и ученого.

На протяжении длительной истории существования Института в нем работали известные специалисты в области педагогики искусства и эстетического воспитания, создавшие свои научные школы: А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Е.В.Квятковский, Г.В.Лабунская, Б.Т.Лихачев, Ю.Н.Рубина, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Ю.Н.Усов, Б.П.Юсов и многие другие. Активное участие в работе Института в разные годы принимали деятели науки, искусства и культуры: Л.С.Выготский, Р.А.Быков, С.А.Герасимов, Д.Б.Кабалевский, В.Я.Лакшин, Б.М.Неменский, С.В.Образцов, Н.И.Сац, Б.М.Теплов, В.А.Фаворский. За почти 80 лет своего существования Институт внес огромный вклад в изучение вопросов развития художественно-творческих способностей детей. Сложившаяся к настоящему времени структура Института отражает приоритетные направления теории и истории художественной педагогики, эстетического воспитания и развития детей в области литературы, театра, экранных искусств, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Перспективные направления исследовательской деятельности связаны с проблемами прогнозирования и эстетического развития детей, истории художественного образования, изучением социокультурных исследований в образовании, инновационных технологий и методологических основ педагогики искусства.

В составе Института работают ведущие ученые, профессиональные художники, композиторы, писатели, режиссеры, искусствоведы: Л.М. Баженова, Е.П. Кабкова, И.М. Красильников, Е.Д. Критская, Л.Г. Савенкова, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, В.А. Школяр и другие. Возглавляет Институт академик РАО, доктор педагогических наук Л.В.Школяр. Выпускники аспирантуры работают во всех педагогических вузах России, в учебных заведениях и исследовательских институтах ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время в Институте организована система подготовки и переподготовки педагогов всех видов искусства к работе по новым перспективным программам. Исследовательская база Института насчитывает более ста экспериментальных площадок в различных регионах России и ближнего зарубежья.

В моем выступлении будут затронуты несколько аспектов, представляющих, как это было заявлено в программе конференции, особый интерес для современной системы художественного образования и детских школ искусств как ее форпоста.

Первый аспект - это осмысление значимости опоры в художественном образовании молодежи именно на детские школы искусств.

В программе была обозначена просьба дать аргументированную дефиницию и определить истинное предназначение детских школ искусств. С позиций исследователей нашего института, детская школа искусств - наиболее удачная, проверенная временем образовательная форма для реализации наиболее актуальных педагогических инноваций, с одной стороны, и для эффективного использования прекрасных традиций отечественной школы, с другой. Именно в таких школах возможна плодотворная интеграция искусств, позволяющая ребенку освоить мир искусства, создать собственный, что называется "золотой запас впечатлений”, выстроить для себя четыре главных "столпа образования”, то есть: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

Здесь я хотела бы привести слова директора нашего института, академика РАО Людмилы Валентиновны Школяр: Недооценка искусства, отношение к нему как к вспомогательному средству, девальвирует его роль в развитии духовной культуры человека. Пока мы не поймем, что искусство - это не средство, а способ существования человека как ЧЕЛОВЕКА, мы обречены на сохранение подобной ситуации в образовании.

Между тем, как показывают данные исследований нашего института, в настоящий момент лишь 10 процентов российских детей так или иначе охвачены различными формами творческой деятельности. Постоянно сокращается состав учащихся музыкальных и художественных школ, уменьшается возможность участвовать в детских творческих коллективах.

Казалось бы, здесь можно возразить - а как же общеобразовательные школы? Разве они не способны восполнить этот увеличивающийся пробел в привлечении детей к миру искусства? К сожалению, нет.

Для большей наглядности я приведу несколько фактов.

Современные ученые (подчеркну, не только российские, но и европейские) выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения, расценив это открытие как явные симптомы начавшегося процесса искажения человеческого лика и начавшийся процесс "расчеловечивания” человека.

Ученые подчеркивают: "Творческое воображение и творческий ум не развиваются с помощью тех методических приемов, на основе которых работает современная школа и которые сориентированы на принудительно-инструктивную информатизацию ребенка в условиях телесной несвободы (сидяче-обездвиженный режим)”.

А вот слова академика Чазова: "За голову хочется схватиться: до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовые - в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни - чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чем?”

В условиях такого образовательного процесса эффективность работы "механизма зрительного сканирования и утилизации в память чувств образов мира” только за 3-х летний период обучения в школе угасла в 3 раза, творческое воображение угасло в 2 раза, в том числе по параметрам оригинальности - в 3 раза, целостности - в 4 раза, пространственно-временных функций - в 2 раза. Угасание творческого воображения сопровождалось глубокими нарушениями в чувственной и психической сферах: возросло чувство одиночества, тревожности, страха, агрессивности; нарастание аутизма, фрустрации, в целом - негативно-депрессивное мироощущение. Исследования выявляют устойчивую тенденцию нарастания всех этих процессов от поколения к поколению.

Луи Машар, оценивая процесс угасания художественного воображения у детей, пришла к выводу, что нас ждет трагедия — трагедия искажения духовно-психической сущности людей в современной технической цивилизации.

В этих условиях пророчески звучит голос Озамо Нури (Япония), члена Совета Генеральной ассамблеи ООН: "Чтобы ни принесло будущее человечеству, художественное воспитание по существу является единственной гарантией, что потрясенное человечество сможет укрыться от тех страшных бурь и катастроф, которые грозят поглотить целые цивилизации”.

Роль художественного образования, которое наиболее квалифицированно, продуктивно, продуманно осуществляется в системе школ искусств, без преувеличения огромна в сложном деле воспитания и развития: развития эстетических чувств, эмоциональной культуры, т.е. умения сопереживать, сочувствовать, ориентироваться на высокие нравственные идеалы. Именно художественное образование, по сути своей, призвано формировать тонкую, гибкую систему ценностных ориентаций ребенка, противостоять примитивному восприятию мира на уровне простых оппозиций: свой - чужой, наши - не наши, люблю - ненавижу, модный - немодный, крутой - некрутой... Удивительно живучие национал-шовинистические настроения, истерический патриотизм, псевдо- религиозные вероучения, экзальтированная кумиромания - не исчезают сами собой. На уроках искусства ребенок обретает опыт мудрости, служения идеалам нравственности, долга, ответственности, противостоянии агрессии. Под руководством педагогов дети постигают не просто образцы художественного творчества, но важные элементы других культур, учатся тактично и уважительно относиться к явлениям непонятным, но важным для других наций. Никакие иные дисциплины образовательной сферы не направлены на воспитание толерантности столь последовательно и прямо, как циклы художественного образования.

О значимости художественного образования и школ искусств, как важнейшей части этой системы, в воспитании молодого поколения можно говорить очень много. Я просто назову некоторые очевидные моменты:

Невозможно преувеличить громадную роль художественного образования в противостоянии агрессивной экспансии низкопробной массовой культуры, которая особенно жестко влияет на ментальность подростков. Отмечу, что педагоги сферы художественного образования не идут по пути аппретов, навязывания детям непонятных им вкусов и ценностей. День за днем, год за годом, кропотливо и деликатно учитель вместе со своими воспитанниками проходит путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность и глубину. Этот процесс направлен на формирование у учащихся новых эталонов прекрасного, устремленности к незнакомым ранее образцам. Умение слышать и понимать хорошую музыку, разбираться в текстах великих писателей, отличать настоящую живопись от массового пошлого кича, искусство кино от примитивных поделок – это важный этап приобщения к культуре. Постепенно ребенок начинает получать эстетическое удовольствие от подлинного высокого искусства. Такой духовный опыт, в свою очередь, влияет на формирование жизненных ориентиров.


Художественное образование создает пространство универсального общения, многомерного восприятия мира. И здесь надо особо отметить важность приобщения к искусству детей с ограниченными возможностями Именно в процессе творчества зачастую такие дети только и могут
самореализоваться. Могу это подтвердить примерами из собственной педагогической практики.


Еще один необыкновенно значимый момент, лишний раз демонстрирующий истинное предназначение школ искусства в современный период развития нашего общества. Это - профессиональная подготовка будущих художников, музыкантов, хореографов, дизайнеров. Средняя школа дает базовое, т.е. общее образование. Однако быть необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации - это уже задачи, во многом решаемые школами искусств. Если базовое школьное обучение проходят, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то образование в школах искусств многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Есть возможность выбирать то, что близко их природе, что отвечает их внутренней потребности, помогает удовлетворить интересы, образовательные запросы и т.д. В этом смысле ценность данного обучения в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает растущему человеку в профессиональном самоопределении, способствует реализации его сил, знаний, полученных в базовом компоненте — в общей средней школе. За счет большой вариативности и наличия большого выбора программ, в школах искусств в полной мере можно использовать интенциальный, личностный подход.

Основное содержание образования в школах искусств – практико-ориентированное, деятельност-ное: здесь учащийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания. Такое образование – исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Знания, полученные таким путем, личностно значимы. Через свое собственное маленькое открытие дети открывают мир и находят свое место в нем.

Кроме того, необходимо констатировать: чтобы через 15 лет сформировать оркестр Большого или Мариинского театров, уже сегодня в музыкальные школы должны прийти несколько тысяч детей...

Второй аспект моего выступления связан с определением статуса детских школ искусства.

Готовясь к выступлению, я внимательно изучила несколько серьезных государственных документов: Закон Российской Федерации "Об образовании”, справки к заседаниям коллегий министерства культуры, документы заседаний Государственного Совета Российской Федерации по вопросам "О приоритетных направлениях российской культуры” и так далее. Кроме того, буквально на прошлой неделе я принимала участие в парламентских слушаниях, посвященных проблеме системы дополнительного образования детей. В большинстве перечисленных документов весьма справедливо и достаточно отчетливо заявляется о необходимости сохранения уникальной отечественной системы художественного образования, а также уточнения статуса детских школ искусств, которые в настоящее время отнесены к категории учреждений дополнительного образования детей наряду с кружками, студиями, центрами, клубами и т.д.

Между тем очевидно, что организационной основой детских школ искусств, существенно отличающей их от учреждений дополнительного образования, является регламентированный учебный процесс, утверждаемые учебные планы, фиксированные точки измерения результатов обучения -переводные и выпускные экзамены и т.д. Эта организационная структура, сложившаяся в России более ста лет назад, де-факто определяет статус детской школы искусств как учреждения именно школьного типа, которое наряду с общим художественно-эстетическим образованием и воспитанием выполняет функцию начального этапа профессионального обучения будущих музыкантов, художников, артистов балета. Но эта важная функция школ искусств не была учтена при разработке Закона РФ "Об образовании” и, по существу, явилась основной причиной тех противоречий, которые возникли между реальной, сложившейся десятилетиями практикой работы детских школ искусств и ныне действующим законодательством.

В последнее время были предприняты некоторые шаги по "смягчению” указанных противоречий. В 2003-2004 г.г. были разработаны, и направлены в детские школы искусств учебные планы нового поколения, ориентированные на дифференциацию и индивидуализацию обучения детей по двум основным направлениям - общему художественно-эстетическому и ранней профессиональной ориентации. Специалистами Минобрнауки России был подготовлен к утверждению проект изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в котором профессиональная ориентация определена в качестве одной из задач, реализуемых дополнительными образовательными программами.

Вместе с тем, по общему мнению специалистов, работающих в системе детского художественного образования, для решения всего комплекса проблем детских школ искусств необходима разработка отдельного Типового положения об этом виде образовательных учреждений, определяющего их особый статус в общей системе дополнительного образования детей, цели и задачи, организационно-экономический механизм функционирования.

Предусмотренное законодательством определение статуса детских шкал искусств как учреждений дополнительного образования детей в ряде регионов страны явилось одним из основных аргументов для принятия решений о передаче указанных школ в ведение органов управления образованием. По мнению Минкультуры России и Роскультуры, последствием принятия подобных решений мажет стать постепенно "отлучение” школ от профессиональной сферы культуры и искусства, что приведет к очевидному снижению качества обучения. В этой связи принципиально важным стало принятие Минобразованием России в 2004 г. решения о передаче полномочий по аттестации детских шкал искусств органам управления культурой субъектов Российской Федерации (письма Минобразования России от 13.02.2004 г. № 17-52-10/13).

До настоящего времени остаются нерешенными ряд важных вопросов, связанных с социальным и материальным положением преподавателей детских школ искусств. В числе "наболевших” проблем - вопросы о возможности получения досрочной трудовой пенсии определенными категориями преподавателей, об установлении единой нормы часов за ставку заработной платы (18 часов в неделю).

Особую тревогу работников системы дополнительного образования детей вызывает ситуация, связанная с введением в действие Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Минкультуры России в полной мере разделяет позицию Минобрнауки России по данному вопросу и считает, что только гарантируемая государством финансовая поддержка позволит сохранить уникальную систему детского, художественного образования, обеспечивающую сегодня возможность миллионам детей заниматься художественным творчеством в соответствии со своими желаниями, наклонностями, интересами.

Кроме того, из 120 тыс. преподавателей, которые работают в детских школах искусств, около 70% составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Все эти вопросы особенно остро встают в регионах, в которых, увы, детские школы искусств развиваются подчас не благодаря, а вопреки... Так, в Тюменской области всю систему дополнительного образования детей (в том числе и школы искусств) в 2005 году перевели в автономные учреждения. В результате сеть школ искусств резко сократилась.

Мало социально защищены и преподаватели, работающие в школах искусств. А ведь это люди уникального образования. При этом в некоторых регионах они получают унизительную зарплату. Что соответственно переводит их статус в положение очень низкого уровня.

В общем, проблем очень и очень много. Что же все-таки сделано и делается для сохранения системы детских школ искусств?

В 2007 г. разработана Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. В ней конкретно перечислены мероприятия, представлены таблицы целевых индикаторов и показателей по основным направлениям этой программы.

В программе четко определена специфика деятельности детских школ искусств. 1. Освоение видов искусств через комплекс предметов (в традициях профессионального образования). 2. Наличие двух уровней обучения: один уровень - массовое обучение, и другой уровень - первая ступень профессионального образования в сфере искусств. 3. Нормативной основой образовательного процесса в детской школе искусств являются типовые и примерные учебные планы.

Также в прошедшем году были разработаны методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений (в частности, детских школ искусств). Нормативное подушевое бюджетное финансирование определяет минимальную стоимость обучения одного обучающегося в год и учитывает специфику каждого вида учреждения в системе.

Важно подчеркнуть, что достигнуть позитивных результатов в сохранении и развитии системы детских школ искусств можно только объединенными усилиями, когда наука и практика взаимодействуют, обосновывая и апробируя наиболее эффективные формы педагогической работы.

Третий аспект моего выступления связан именно с этой проблемой: научные открытия и новейшие разработки в области педагогики искусства.

Педагогика искусства в целом - это новое направление гуманитарного знания. Впервые оно было представлено в комплексной программе Российской академии образования "Интеграция образования и культуры” в 2007 г. Это направление будет продолжено в рамках фундаментальных исследования нашего института по проекту "Стратегия модернизации художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи”. В институте основано электронное научное издание, которое не случайно названо "Педагогика искусства”.

Значимость разработки именно этого направления обусловлено тем, что, несмотря на все возрастающий поток инноваций, подлинных и мнимых педагогических технологий, художественное образование во многом остается на прежнем уровне. До сих пор торжествуют методы так называемого "знаниевого” подхода, для которого более всего характерно заучивание конкретных фактов из истории культуры без проникновения в их глубинную природу.

В ИХО РАО создана Концепция культуросообразного образования нового типа. Вот ее важнейшие положения:

Овладение художественной культурой есть равноценная область знания наряду с гуманитарным, естественно-научным и математическим, что обусловлено единым процессом поиска истины в научном и художественном творчестве.


Центральным в художественном образовании выступает процесс создания образа как концептуальное психологическое основание искусства, где образ является формообразующим фактором культуры, ее всеобщим языком.


3. Единая природа всех видов искусства предполагает их взаимодействие и охват всех видов художественной деятельности в опоре на полихудожественные возможности каждого ребенка.

4.Акцент занятий должен переместиться с профессионально-искусствоведческой системы приемов и терминов на развитие собственной художественно-творческой деятельности детей.

5. Основой развития детей должно выступать живое искусство и творчество детей. Техника и тиражная продукция призваны лишь интенсифицировать этот процесс.

Особо мне хотелось бы остановиться на раскрытии основ полихудожественного подхода, разнообразными направлениями которого занимаются сотрудники лаборатории интеграции искусств и МХК.

Термин "полихудожественный подход” появился в 1987 г. в научных разработках и публикациях лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЭВ РАО (сейчас: лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО). Термин предложен профессором Б.П. Юсовым, который так определял его основные цели: "Вектор будущего — воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного - современного и совсем не приучаем к размышлению о том, что будет, что нового могут сказать дети... культурное будущее человечества куется учителем школы”.

Полихудожественный подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство иллюстрируется примерами другого. В данном случае важно проследить внутренние, образные, духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, формы, жеста - на уровне творческого процесса, раскрыть внутреннее родство разнообразного художественного проявления. Программы полихудожественного типа предполагают развитие разных видов детского творчества. Взаимодействие искусств - явление многоуровневое, включающее собственно взаимосвязь искусств, взаимосвязь искусств с природными объектами. Наиболее развернутые формы интеграции возможны лишь при внутренне обусловленном развитии и проявлении в деятельности воображения, фантазии, памяти ребенка, когда любой художественный продукт создается за счет внутренних потенций ребенка.

Полихудожественный подход акцентирует внимание педагогов на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения в художественной деятельности. В этом заключено основное отличие полихудожественного подхода от профессионально-искусствоведческого, обращенного к развитию практических навыков деятельности и получению знаний о фактах искусства прошлого.

В системе полихудожественного подхода обучение приобретает силу обращения к чувствам ("живому сенсорному проявлению личности” - (Юсов)), а не только к рациональной сфере. Данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к творчеству. Интеграция различных видов искусства на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся.

Следует подчеркнуть, что для полихудожественного подхода первичным являются не понятие продукта творчества (что характерно для профессионально-искусствоведческого подхода), не категория творчества, где главным являются практические навыки деятельности и знания фактов истории искусства, а - "воображение и духовное возвышение личности через активное самостоятельное творчество на общее благо”. Самостоятельное творчество в данном контексте подразумевает синтез таких качеств, как сознательная активность, желание бескорыстно и радостно создавать нечто новое, творить, опираясь на собственные силы, собственными руками, вносить свой личный вклад в общее дело. Для понимания особого мира детского искусства необходимо преодолеть односторонний взгляд на ребенка только как на будущего взрослого, который еще не развился, не сформировался. Только непредвзятому взгляду может открыться выразительность и красота детского искусства. В творческих работах детей обращает на себя внимание острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать, а также способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым.

Исходными принципами построения программ полихудожественного подхода являются принципы, отражающие суть и общность всех искусств и способствующие раскрытию творческого потенциала растущего человека, а именно:

- понимание языка того или иного искусства как языка для выражения особого художественного содержания, а не набора технических приемов и правил, безразличных к этому содержанию;

- взаимодействие в обучении собственного творчества и художественного восприятия как неразрывных сторон развития старшеклассника;

- обязательное вовлечение в дальнейшее развитие благоприятных возрастных предпосылок, которыми обладают дети той или иной возрастной группы.



Категория: Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ | Добавил: искусство (26.05.2012)
Просмотров: 6133 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Материалы по музыке для учащихся [2]
Материалы художественного цикла для учащихся [5]
Методические материалы к занятиям [1]
Областные учреждения культуры [2]
Cтатьи об инновациях, проблемах и решениях ДШИ [17]
Профессиональные достижения преподавателей [1]
Авторские разработки преподавателей [1]
Участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях [1]
Реализация ФГТ [20]
Поиск
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 2746
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz