Национальная стратегия действий
в интересах детей на 2012 - 2017 годы
(утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
Часть 1.
I. Введение
Согласно
Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи,
материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные
акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила
приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды,
комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской
Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и
рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа
социально-экономического развития страны актуальным является разработка и
принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).
Главная цель
Национальной стратегии - определить основные направления и задачи
государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации,
базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В последнее
десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из
основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке
современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы
детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Инструментом
практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация
приоритетных национальных проектов "Здоровье" и
"Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших
законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз
осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты:
учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по
правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт
уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов
из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты
новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена
широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию
жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В результате
принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения
детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с
детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей,
увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем
проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей
среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается
сокращение численности детского населения, у значительной части детей
дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях
обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
По информации
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество
выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами
преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового
алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается
несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Развитие
высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к
незащищенности детей от противоправного контента в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми,
детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов,
содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а
количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов,
посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
Согласно
данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16
лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении
находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и
неполных семей и дети безработных родителей.
Масштабы и
острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы,
интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов
государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления,
гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и
их защиты.
1. Основные проблемы в сфере
детства
Недостаточная
эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей,
неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск
бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность
семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в
отношении детей.
Низкая
эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми,
распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Неравенство
между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных
услуг для детей и их семей.
Социальная
исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном
положении).
Нарастание
новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность
для детей.
Отсутствие
действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в
решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
2. Ключевые принципы
Национальной стратегии
Реализация
основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской
Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных
интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации
профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки
нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а
при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав
каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система,
обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо
дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие
необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и
восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление
реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения
или преступных посягательств.
Максимальная
реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны
создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для
каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально
возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение
здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры,
направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе
жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение
здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление
квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии
помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение
потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Российской
Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы,
предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им
возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск
нестандартных экономических решений.
Особое
внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях
особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым
категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми,
позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие
реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Обеспечение
профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его
семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области
детства должны основываться на использовании последних достижений науки,
современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить
условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров
во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во
имя ребенка. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться
на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу,
реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения
общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных
проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо
принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг,
создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав
детей.
*
* *
Национальная
стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение
существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование
единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов
местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к
определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по
решению наиболее актуальных проблем детства.
Национальная стратегия
разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 -
2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению
дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в
отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо
уязвимы.
Участие в
реализации положений названной Стратегии Совета Европы, актуальных
международных договоров в сфере обеспечения и защиты прав детей и
совершенствование российского законодательства в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права позволят гармонизировать деятельность
России по защите прав и интересов детей с деятельностью мирового сообщества,
будут способствовать распространению на территории Российской Федерации
положительного опыта европейских стран и продвижению инновационного российского
опыта на мировую арену, защите прав и интересов российских детей в любой точке
земного шара.
Реализацию
Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным
направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного
обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные
возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание
системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку
правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии.
II. Семейная политика
детствосбережения
1. Краткий анализ ситуации
Несмотря на
наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17
лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011
году.
Для
многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности.
Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.
Трансформация
института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в
семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью,
деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях
несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи
семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка
становятся лишение и ограничение родительских прав (57,4 тыс. родителей в 2011
году).
Недопустимо
широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое,
эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их
основными потребностями.
2. Основные задачи
Сокращение
бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного
дохода.
Повышение
доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на
международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета
Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.
Обеспечение
для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях
которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения
с ним.
Обеспечение
профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении,
индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной
ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка
в родной семье.
3. Первоочередные меры
Разработка и
принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной
политики.
Разработка и
утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным
услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая
минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный
отдых и качество питания.
Проведение
мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства, в том
числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий "дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации", "дети и семьи, находящиеся
в социально опасном положении", "дети, нуждающиеся в помощи
государства", "дети, оставшиеся без попечения родителей",
"жестокое обращение с ребенком".
Формирование
законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и
попечительства по защите прав детей.
Совершенствование
правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в
воспитании ребенка при раздельном проживании.
Оптимизация полномочий
государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка
межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия,
социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.
Содействие
реализации в субъектах Российской Федерации глобальной инициативы Детского
фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Создание и
распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей,
родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей,
через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и
учреждения для детей.
Модернизация
государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и
детства.
Формирование
системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и
социальной политики в сфере материнства и детства.
4. Меры, направленные на
сокращение бедности среди семей с детьми
Разработка и
принятие минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных
услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.
Совершенствование
системы налоговых вычетов для семей с детьми.
Разработка мер
по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей,
в том числе посредством создания государственного алиментного фонда.
Разработка и
принятие Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и
плана мероприятий по ее реализации в формате федеральной целевой программы;
внесение соответствующих изменений в нормативную правовую базу.
5. Меры, направленные на
формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей
Разработка и
принятие программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного
родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и
телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации,
систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.
Разработка и
нормативное закрепление стандартов оказания специализированных профилактических
услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного
неблагополучия и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их
семьям), пострадавшим от жестокого обращения.
Обеспечение
внедрения и распространения современных технологий профилактической и
реабилитационной работы с семьей и детьми.
Разработка мер
по реализации Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о политике в
поддержку позитивного родительства.
Повышение
доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки
сектора профильных некоммерческих организаций.
Продолжение
общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению
с детьми.
Формирование
действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении
ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с
участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в
том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности
по защите прав детей.
Формирование
полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов,
работающих с детьми и в интересах детей.
Организация
распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого
обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
6. Меры, направленные на
профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
Организация на
межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия
семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и
лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты
населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с
надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Обеспечение
беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в
том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в
группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров
для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей
с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от
ребенка.
Обеспечение
повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально
неблагополучных семей с детьми.
Внедрение
системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в
медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений
развития и несовершеннолетия матерей.
Введение
запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения
социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения
родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период
реабилитационной работы с семьями.
7. Ожидаемые результаты
Снижение
уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм
проявления бедности.
Ликвидация
дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.
Сокращение
доли детей, не получающих алименты в полном объеме.
Снижение
численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в
обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Повышение
качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Создание
эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских
прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и
реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение
числа детей, остающихся без попечения родителей.
|